Важной позицией современной педагогики является признание того, что становление и образование человека не может происходить вне окружающей социокультурной среды, вне исторического и социального контекста развития местности, в которой он родился и живет. Поэтому для успешного становления человека как личности необходимы глубокая взаимосвязь и взаимозависимость с природой, укладом жизни людей, народными традициями местности его проживания - "малой родины".
Культурно-историческое своеобразие Ленинградской области, традиции образования и воспитания народа, проживающего на ее территории, заключают в себе мощный воспитывающий потенциал, что позволяет педагогам-воспитателям, специалистам разных ведомств, принимающим участие в воспитании молодого поколения, формировать эффективную воспитательную систему отдельного образовательного учреждения и воспитательную систему Ленинградской области в целом.
В связи с этим возникает необходимость объединения воспитывающего потенциала социокультурной среды, образовательных учреждений (детских садов, школ, учреждений профессионального и дополнительного образования) отдельно взятой местности, Ленинградской области в целом в воспитании подрастающего поколения.
Существенную роль в решении задач воспитания может сыграть реализация заключенного в 2002 году между комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области и Государственным Русским музеем договора об использовании в практике воспитания разработанных Государственным Русским музеем образовательных программ.
Это позволит создать уникальную ситуацию воспитания гражданина и патриота России, чей патриотизм основан на глубинных корнях любви к своей Родине.