Системным фактором обеспечения повышения качества общего образования, его эффективности и доступности является управление качеством образования. Максимально востребованным является стратегическое управление качеством образования, опирающееся на динамическую оценку процессов и результата. Основой управленческой эффективности становится повышение степени достоверности получаемой информации и степени информированности всех уровней управления образованием о состоянии и развитии системы образования.
Основным направлением реализации этой подпрограммы является разработка и освоение единой комплексной методологии и технологии оценки эффективности образования на основе целостных изменений в субъектах образования.
Системообразующим элементом управления качеством образования является мониторинг качества образования, осуществляемый на всех уровнях (областном, муниципальном, уровне образовательного учреждения) и ступенях непрерывного образования (дошкольное, школьное, профессиональное) с охватом всех типов и видов образовательных учреждений (включая негосударственные, дополнительного образования), а также начального, среднего профессионального и дополнительного педагогического образования.
Мониторинг призван обеспечивать органы государственного и муниципального управления образованием, участников образовательного процесса, население области объективной и своевременной информацией о качестве образования по всем его аспектам, фиксировать ведущие тенденции и процессы, наметившиеся в областной и муниципальной образовательных системах, что позволит принимать взвешенные и более эффективные оперативные, тактические и стратегические решения по широкому кругу направлений.
Обращение к стратегическому мониторингу определяет необходимость освоения новейших технологий контрольных измерений, системной аналитики и общемировых стандартов статистики.
Мониторинг особенно актуален для областной образовательной системы в силу происходящих в ней инновационных преобразований в соответствии с основными направлениями реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.