Результаты социологических опросов старшеклассников Ленинградской области, их родителей и учителей свидетельствуют о наличии ряда проблем в социальном развитии подрастающего поколения, требующих пристального внимания со стороны органов управления образованием разных уровней: областного, муниципального, уровня образовательного учреждения. Наиболее значимыми среди них являются, с одной стороны, необходимость формирования личности выпускника общеобразовательной школы, соответствующей требованиям современного информационного общества, с другой - повышение степени соответствия системы образования в целом и каждого образовательного учреждения в отдельности потребностям индивида, отдельных социальных групп и населения Ленинградской области в целом.
В связи с этим возникает необходимость в проведении системного изучения (исследования) соответствия уровня социального развития обучающихся, выпускников образовательных учреждений разных видов и типов заявленным целям образования. Результаты данных исследований позволят проводить своевременную корректировку целей, задач, принимаемых управленческих решений, что обеспечит повышение эффективности образования.
В качестве объекта такого исследования будут выступать взаимодействующие социальные группы (учащиеся, педагоги, родители и другие), которым присущи конкретные культурно-образовательные традиции и специфические социальные проблемы. В качестве предмета исследования будут рассматриваться отношения данных социальных групп к образовательным явлениям и процессам.