Анализ результатов развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Ленинградской области за 2001-2005 годы показывает следующее:
в Ленинградской области создана система специального образования, которая может удовлетворить образовательные потребности детей с различными отклонениями в развитии: функционируют специальные (коррекционные) школы для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, задержкой психического развития, нарушениями речи; созданы психологические службы (в том числе областной центр диагностики и консультирования), организованы интегрированные формы обучения;
разработаны областной закон "О специальном (коррекционном) образовании", концепция развития специального образования Ленинградской области, Положение о специальной (коррекционной) группе учреждения начального профессионального образования;
созданы условия для психолого-педагогического сопровождения и диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья (28 психологических служб);
решена проблема трудоустройства подростков с ограниченными возможностями здоровья (с 2002 года - стопроцентное трудоустройство выпускников специальных школ) через создание условий по профессиональной подготовке (открытие специальных (коррекционных) групп в учреждениях начального профессионального образования);
на 8 процентов увеличилось количество педагогов, имеющих профессиональную подготовку в области специальной педагогики и психологии (2001 год - 17 процентов, 2004 год - 25 процентов).
Но процессы, происходящие в российском обществе, в современном образовании, требуют новых подходов к реализации задач, связанных с образованием детей с ограниченными возможностями здоровья, достижения более высокого качества специального образования, которое определяется его соответствием актуальным и перспективным запросам современного общества.
Дети с ограниченными возможностями здоровья не могут получить качественного образования и необходимых для жизни социальных навыков только в системе специального образования. Поэтому основными задачами на современном этапе становятся интеграция ребенка с ограниченными возможностями здоровья (дети с задержкой психического развития) в систему общего образования в современный социум, создание условий для обучения детей со сложным комплексным дефектом (дети с нарушением нескольких функций: слуха и опорно-двигательного аппарата, нарушение зрения и интеллекта) в системе специального образования.