Современные условия социально-экономического и политического развития страны, демографические, экологические особенности и другие тенденции выдвигают новые требования к организации образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, ориентируют на воспитание у детей новых качеств и ценностей. Новое, в свою очередь, требует ускорения процессов модернизации образования и, безусловно, качественно новых подходов к взаимодействию детей и взрослых в процессе образования.
В связи с возрастающей потребностью населения Ленинградской области в услугах дошкольного образования актуальным становится обеспечение детей младшего возраста доступным и качественным образованием, обеспечение равными "стартовыми возможностями" при поступлении в школу, а также расширение видового разнообразия форм организации дошкольного образования и создание системы "предшкольного образования", в том числе в условиях сельской местности.
При этом важным представляется обеспечение преемственности в содержании и методах образования, создании развивающей среды, взаимодействии педагога и ребенка, расширении его культурного пространства.
В связи с этим необходимым является модернизация содержания образования, его ориентированность на духовно-нравственное развитие и художественно-эстетическое воспитание, приобщение к ценностям мировой культуры, формирование востребованных обществом качеств личности ребенка, сохранение и укрепление здоровья детей.
Это потребует изменения стереотипов в профессиональной деятельности педагогов, разработки инновационного методического сопровождения образовательного процесса, установления партнерских взаимоотношений с родителями, различными учреждениями культуры и здравоохранения.
Дальнейшее развитие образования детей младшего возраста также предполагает устранение противоречия между запросами широких слоев населения на образовательные услуги в соответствии с личностными возможностями и способностями детей и возможностями государственных образовательных учреждений, призванных обеспечить данные запросы. В этих целях предстоит разработать ряд нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность вариативных моделей образовательных учреждений.