Развитие системы образования Ленинградской области осуществляется в соответствии с основными идеями Концепции модернизации российского образования до 2010 года (доступность образования, достижение его нового качества, эффективность) и стратегическими направлениями развития образования Ленинградской области, определенными региональной целевой программой развития образования Ленинградской области на 2001-2005 годы (далее - Программа на 2001-2005 годы).
Программа на 2001-2005 годы строилась с учетом педагогических возможностей, научных, кадровых, организационных ресурсов региональной системы образования. Степень реализации Программы на 2001-2005 годы, в отличие от предыдущих программ, впервые определялась возможностями ее финансового обеспечения в объеме утвержденного бюджета, что обеспечило реализацию в полном объеме всех включенных в нее проектов.
Финансировались научно-исследовательские разработки, мониторинговые исследования, укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, развитие информатизации и информационного сопровождения образования, поддержка конкурсного движения в целях развития профессионального мастерства педагогов, учащихся и студентов системы профессионального образования разных уровней, развития воспитания, формирования системы работы с одаренными детьми, детьми с проблемами в развитии.
Выполнение Программы на 2001-2005 годы осуществлялось в русле региональной социально-культурной политики с учетом демографических тенденций на основе взаимодействия различных ведомств, образовательных учреждений, государственных и общественных организаций, призванных осуществлять региональную социокультурную политику.
Программа на 2001-2005 годы явилась основанием для принятия Правительством Ленинградской области ряда нормативных правовых актов, распорядительных документов, обеспечивающих необходимые условия для развития образования, реализации регионального компонента на всех ступенях образования.
Программа создала условия для реализации управленческих функций региональным и муниципальным органам управления образованием, социальных и педагогических функций работникам сферы образования, для участия в развитии регионального образования - жителям Ленинградской области.
Это позволило сформировать новые механизмы и подходы к управлению региональным образованием, обеспечившие перевод отрасли из режима стабильного функционирования в режим ее интенсивного развития.
Обеспечение государственных гарантий доступности образования осуществлялось посредством оптимизации региональной сети образовательных учреждений, целью которой является превращение сети образовательных учреждений в источник поливариантных образовательных услуг, адекватных социальному заказу, то есть потребностям населения и запросам социально-экономической сферы региона.
В настоящее время региональная сеть образовательных учреждений представлена следующим образом:
N | Тип, вид образовательного учреждения | Количество образовательных учреждений (единиц) | Количество обучающихся, воспитанников (человек) |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Дошкольные образовательные учреждения | 403 | 46472 |
2. | Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста (начальная школа - детский сад) | 27 | 1667 |
3. | Дневные общеобразовательные школы, | 388 | 140438 |
сельские общеобразовательные школы | 228 | 37871 | |
лицеи и гимназии | 21 | 13787 | |
реализующие программы углубленного изучения отдельных предметов | 56 | 9429 | |
4. | Вечерние (сменные) общеобразовательные школы | 24 | 4861 |
5. | Специальные (коррекционные) образовательные учреждения | 34 | 3473 |
6. | Учреждения дополнительного образования детей | 106 | 104647 |
7. | Детские дома | 29 | 1572 |
8. | Учреждения начального профессионального образования | 29 | 15507 |
9. | Учреждения среднего профессионального образования, | 3 | 1264 (за счет областного бюджета) |
10. | Учреждения высшего профессионального образования, | 3 | 4953 (за счет областного бюджета) |
11. | Учреждение дополнительного профессионального образования - Ленинградский областной институт развития образования | 1 |
За годы реализации Программы на 2001-2005 годы региональная сеть образовательных учреждений в своем развитии прошла следующие этапы:
2001-2003 годы - формирование спектра поливариантных образовательных услуг, расширение вариативности образовательных программ;
2002-2004 годы - период приведения вариативной сети образовательных учреждений в состояние сбалансированности;
с 2003 года - начало процесса оптимизации сети на основе упрочения связей "экономика региона - профессиональное образование - общее образование" в целях обеспечения реальной альтернативности выбора обучающимися образовательных маршрутов, сформированных с учетом социального заказа.
В дошкольном образовании доступность качественного образования обеспечивается путем:
увеличения количества образовательных учреждений, интегрирующих программы дошкольного и школьного образования (на 1 января 2005 года их число составило 54 образовательных учреждения;
увеличения числа дошкольных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, превышающие требования государственного стандарта (в настоящее время таких учреждений 264 единицы - 70,4 процента от общего количества дошкольных образовательных учреждений);
развития сети коррекционных и социальных дошкольных групп (в настоящее время в области работают 549 коррекционных групп), расширения спектра образовательных программ (1080 общеразвивающих групп (52 процента от общего количества) работают по современным комплексным программам).
В целом это позволило за годы реализации Программы на 2001-2005 годы увеличить охват детей дошкольным образованием с 62 (2001 год) до 69 процентов (2005 год).
В системе общего образования наблюдаются:
стабилизация процесса статусных (видовых) изменений общеобразовательных учреждений: 22 образовательных учреждения - лицеи, гимназии (2001 год - 21 образовательное учреждение, 66 образовательных учреждений, реализуют образовательные программы повышенного уровня (2001 год - 62 образовательных учреждения);
обновление содержания образования на основе введения регионального компонента государственного образовательного стандарта: 45,3 процента образовательных учреждений предметы регионального компонента реализуют в полном объеме, 39,8 процента - в объеме 75 и более процентов (2001 год - 34 и 27 процентов соответственно);
введение иностранных языков и информатики в школе I ступени: иностранный язык изучают 19,5 процента учащихся (2001 год - 14,3 процента), информатику - 15,2 процента учащихся (2001 год - 7 процентов);
формирование предпосылок для перехода на профильное обучение в старшей школе (профильное обучение организовано для 29,2 процента старшеклассников);
обеспечение за счет расширения спектра образовательных услуг доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно для сенсорных (слепых) детей, детей со сложным дефектом, глубокой умственной отсталостью (болезнь Дауна). Специальные школы для детей с сенсорными нарушениями переведены на уровень среднего (полного) образования.
Созданы областной и 14 муниципальных центров диагностики и консультирования, психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии.