Современное развитие системы социальной защиты населения тесно связано с общими тенденциями реформирования системы управления, ориентированного на результат, во всех сферах жизнедеятельности.
В этой связи актуальным является вопрос реформирования механизма бюджетного планирования расходов на оплату социальных услуг (далее - реформирование).
Одной из целей реформирования является повышение качества социальных услуг, предоставляемых государственными учреждениями.
Действующая в настоящее время традиционная (сметная) схема планирования расходов на содержание государственных учреждений, предоставляющих социальные услуги, признается недостаточно эффективной. Это объясняется тем, что объемы планируемых расходов не зависят от качества предоставляемых социальных услуг.
Нормативно-целевая схема планирования расходов берет за основу социальную услугу. Оплата деятельности организаций, специализирующихся на социальном обслуживании, осуществляется исходя из объема и качества предоставленных услуг, то есть по конечному результату деятельности, а не по характеру и интенсивности функционирования указанных организаций. В основе величины оплаты лежит экономически обоснованная стоимость единичной услуги определенного вида и качества. Эта величина регулируется специальными нормами, нормативами и тарифными соглашениями.
Представляется, что в рамках нормативно-целевой схемы повысится эффективность системы социального обслуживания. Однако в настоящее время отсутствует нормативная правовая база, необходимая для ее реализации.
В этой связи необходима разработка механизмов нормативного правового регулирования формирования статей расходов бюджета всех уровней по планированию затрат на оказание социальных услуг. Переход на нормативно-целевую схему планирования расходов на содержание государственных учреждений, предоставляющих социальные услуги, возможен после внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство, в том числе в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Другой целью реформирования является создание условий для привлечения негосударственных организаций в сферу предоставления социальных услуг. Создание механизмов, при которых социальные услуги, финансируемые из бюджета Санкт-Петербурга, могли бы предоставляться организациями различных организационно-правовых форм, является одним из основных направлений повышения эффективности использования бюджетных средств.
Таким образом, реформирование позволит:
повысить качество предоставляемых социальных услуг;
объективно формировать затраты на оплату предоставляемых социальных услуг;
оптимизировать бюджетные расходы;
предусмотреть возможность участия негосударственных организаций в предоставлении социальных услуг различным категориям граждан;
расширить спектр предоставляемых социальных услуг.