Действующий

О Концепции развития системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга на 2006-2010 годы

4.3. Создание оптимальной системы учреждений социального
обслуживания населения в Санкт-Петербурге

Создание оптимальной системы учреждений социального обслуживания населения Санкт-Петербурга, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее - учреждения социального обслуживания), означает развитие действующих и организацию новых учреждений социального обслуживания, в том числе разработку:

нормативных документов, предусматривающих порядок создания и содержания учреждений социального обслуживания;

плана развития системы учреждений социального обслуживания,

а также реализацию целевых программ Санкт-Петербурга, предусматривающих создание новых и совершенствование деятельности существующих учреждений социального обслуживания.

В настоящее время в Санкт-Петербурге действует двухуровневая система учреждений (городской и районный уровни) социального обслуживания в зависимости от выполняемых функций.

Учреждения социального обслуживания городского уровня имеют ряд особенностей - они работают в целом на Санкт-Петербург и выполняют организационно-методические функции. По формам обслуживания они делятся на стационарные и нестационарные.

На сегодняшний день в Санкт-Петербурге существует развитая и хорошо структурированная система стационарных государственных учреждений социального обслуживания, осуществляющих социальное обслуживание граждан пожилого возраста, инвалидов, детей.

В настоящее время в Санкт-Петербурге действует 27 стационарных учреждений социального обслуживания:

восемь психоневрологических интернатов;

четыре дома-интерната для детей с отклонениями в умственном развитии;

три дома-интерната общего типа, из них два дома ветеранов войны;

территориальный центр социального обслуживания для постоянного и временного проживания граждан пенсионного возраста, нуждающихся в уходе, бытовом и медико-социальном обслуживании;

пансионат для ветеранов войны и труда;

специализированный интернат для инвалидов и граждан пенсионного возраста, освободившихся из мест лишения свободы;

два центра социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

четыре социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних;

социальный приют для детей;

центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

кризисный центр помощи женщинам.

Наличие стационарных форм обслуживания является целесообразным, поскольку существует потребность в учреждениях социального обслуживания, предназначенных для проживания лиц, которые не могут себя обслуживать самостоятельно и нуждаются в постоянной посторонней помощи.

Современный уровень развития общества диктует необходимость изменения существующего положения, а именно:

реструктуризации действующих крупных стационарных учреждений социального обслуживания;

изменения подходов в организации работы действующих учреждений социального обслуживания;

передачи отдельных городских учреждений социального обслуживания на районный уровень;

внедрения инновационных форм обслуживания;

создания новых перспективных типов учреждений социального обслуживания - домов-интернатов малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов (мини-пансионаты), в которых будут созданы благоприятные условия проживания, максимально приближенные к домашним.

Городские нестационарные учреждения социального обслуживания, кроме предоставления социальных услуг жителям Санкт-Петербурга, осуществляют организационно-методическую и информационную деятельность, направленную на выработку единой стратегии деятельности нестационарных государственных учреждений социального обслуживания различных категорий населения Санкт-Петербурга и обеспечение деятельности органов социальной защиты населения Санкт-Петербурга.

На современном этапе ведущая роль в социальном обслуживании жителей Санкт-Петербурга отводится нестационарным учреждениям, деятельность которых максимально приближена к реальным нуждам конкретной группы населения Санкт-Петербурга, а их расположение - к месту проживания последней. Это предполагает активное развитие нестационарных учреждений на районном уровне.