Действующий

О Концепции развития сферы культуры Санкт-Петербурга на 2006-2009 годы

2. Преимущества и основные проблемы сферы культуры Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург - город классического искусства и традиционной культуры. Высокий уровень культурного предложения компенсирует отсутствие в регионе природных богатств, создает городу мировую известность, привлекает миллионы гостей, обеспечивает "статью петербургского экспорта", формирует климат для инвестиций.

Городская среда Санкт-Петербурга неповторима главным образом благодаря культуре. Сохранение и дальнейшее развитие уникального культурного пространства Санкт-Петербурга должны оставаться ключевыми задачами политики Санкт-Петербурга.

Несмотря на усилия последних лет, направленные на повышение материально-технической базы учреждений культуры, капитальный и текущий ремонт зданий и помещений, занимаемых такими учреждениями, проведение значительного числа культурных событий и мероприятий, центральной проблемой в сфере культуры продолжает оставаться проблема недостаточно высокого спроса на культурные услуги среди населения Санкт-Петербурга. Согласно данным социологического опроса, проведенного в 2005 году, только 15,5 процента горожан называют культуру среди любимых форм проведения досуга.

Другой проблемой, требующей повышенного внимания, является проблема доступности культурных услуг. Значительная часть населения ограничена в возможностях доступа к качественному культурному продукту в силу территориальной удаленности проживания от исторического центра города, где сосредоточено большинство учреждений культуры. Серьезными препятствиями могут являться нехватка информации, материальные проблемы, недостатки работы общественного транспорта, отсутствие комфорта и удобств для детей, инвалидов, пенсионеров.

Не менее серьезной является проблема престижа петербургской культуры. Санкт-Петербург как европейский и мировой центр культуры испытывает соперничество со стороны других городов, активно использующих фактор культуры для повышения своей привлекательности. Внутри Санкт-Петербурга идет характерная для общества с рыночной экономикой конкурентная борьба за потребителя между культурой и другими формами проведения досуга. При этом задача выработки специальной маркетинговой стратегии по осуществлению позиционирования петербургской культуры до недавнего времени не считалась настолько важной, чтобы решать ее на уровне Санкт-Петербурга. Недостаточно активно ведется представление культуры Санкт-Петербурга в российских регионах и за рубежом, а также въездная гастрольная деятельность.

В число проблем, требующих решения на уровне Санкт-Петербурга, входят не отвечающее современным нормам состояние многих зданий и помещений, в которых расположены учреждения культуры, нехватка помещений, недостаточное количество учреждений в новых районах Санкт-Петербурга, недостаточная модернизированность материально-технической базы.

Необходимо также обратить внимание на низкую общественную и экономическую эффективность функционирования ряда учреждений культуры, обусловленную, в первую очередь, острым дефицитом управленческих кадров, недостаточным внедрением программно-целевого метода бюджетного планирования, несовершенством системы оценки результатов деятельности, неразвитостью "обратной связи" с обществом.