Показатель | 2002 год | 2003 год | 2004 год |
Количество малых предприятий (единиц) | 11484 | 12189 | 12494 |
Количество индивидуальных предпринимателей (человек) | 47342 | 51840 | 51343 |
Всего субъектов малого предпринимательства (единиц) | 58826 | 64029 | 63837 |
в том числе количество крестьянских (фермерских) хозяйств (единиц) | 6635 | 6032 | 5871 |
Объем выпуска товаров и услуг малыми предприятиями в действующих ценах (миллионов рублей) | 12755 | 18684 | 24429 |
Объем выпуска товаров и услуг малыми предприятиями в сопоставимых ценах к 2004 году (миллионов рублей) | 16083 | 20720 | 24429 |
Доля малых предприятий в общем объеме производства продукции (работ, услуг) (процентов) | 6,7 | 7,4 | 7,6 |
Объем инвестиций малых предприятий в основной капитал (миллионов рублей) | 413 | 855 | 1005 |
Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (тысяч человек) | 119,3 | 121,2 | 128 |
Численность занятых в секторе малого предпринимательства (включая наемных работников у индивидуальных предпринимателей) (тысяч человек) | 223,9 | 228,2 | 237,7 |
Среднемесячная заработная плата на малых предприятиях (рублей) | 3779 | 3656 | 4563 |
Объем налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в бюджетную систему Российской Федерации (по данным экономических служб) (миллионов рублей) | 2439,2 | 2491,2 | 3402,2 |
Объем налоговых поступлений по специальным налоговым режимам* в бюджетную систему Российской Федерации (миллионов рублей) | 319,8 | 320,8 | 397,5 |
___________
__________
* Показатели за 2002 и 2003 годы скорректированы с учетом возврата в 2002 году излишне уплаченных сумм ЕНВД путем зачета в счет платежей 2003 года в связи с решением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 10 июня 2002 года N 3-63/2002 об отмене корректирующего коэффициента инфляции (К=1,4), установленного постановлением Правительства Ленинградской области от 19 ноября 2001 года N 106 "Об установлении на 2002 год коэффициента инфляции для расчета суммы единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Ленинградской области".
Так, в 2004 году по сравнению с 2002 годом количество малых предприятий увеличилось на 1010 единиц (9 процентов), среднесписочная численность занятых на малых предприятиях увеличилась на 8,7 тысячи человек (7,3 процента), среднемесячная заработная плата работников малых предприятий возросла на 21 процент. В I полугодии 2005 года среднемесячная заработная плата на малых предприятиях (5838 рублей) составила 73 процента от среднемесячной заработной платы в целом по области, в то время как в Санкт-Петербурге этот показатель составил всего 53 процента (5373 рубля).
Рост выпуска товаров и услуг малыми предприятиями за 2002-2004 годы в сопоставимых ценах составил 52 процента, объем инвестиций в основной капитал вырос на 96 процентов. Вклад малых предприятий в областной объем выпуска товаров и услуг увеличился с 6,7 процента в 2002 до 7,6 процента в 2004 году. Объем налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в бюджетную систему Российской Федерации вырос с 2002 по 2004 год на 40 процентов, объем поступлений от плательщиков единого налога на вмененный доход и единого налога по результатам хозяйственной деятельности, перешедших на упрощенную систему налогообложения, увеличился за этот период на 24,3 процента даже при уменьшении видов деятельности, подпадающих под действие Федерального закона от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" и проводимой в Ленинградской области в этот период либеральной политики налогообложения субъектов малого предпринимательства. При этом рост объемов поступлений налога, уплачиваемого по упрощенной системе налогообложения, вырос в 2004 году более чем в четыре раза по сравнению с 2002 годом. С учетом фактических поступлений за девять месяцев 2005 года ожидаемый объем налоговых поступлений по ЕНВД и УСН в 2005 году на 80 процентов превысит фактический объем 2002 года и на 48 процентов - уровень 2004 года.
Несмотря на тенденции роста, наблюдаемые в секторе малого предпринимательства в последние годы, в нем имеют место серьезные негативные явления, которые требуют дальнейшего усиления внимания государственных и муниципальных органов власти к вопросам развития малого предпринимательства нашего региона.
Так, все еще высокими остаются масштабы "теневых выплат" заработной платы и "теневого оборота" в секторе малого предпринимательства, особенно в сфере деятельности индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Несмотря на то, что размер среднемесячной заработной платы на малых предприятиях и растет почти такими же темпами, как на крупных и средних предприятиях, в абсолютной величине он все еще существенно отстает от их уровня. В 2004 году эта величина составляла лишь 61 процент от величины среднемесячной заработной платы на крупных и средних предприятиях, в первом полугодии 2005 года - 65 процентов.
Чрезвычайно низкой остается производительность труда на малых предприятиях нашего региона (по сравнению с крупными и средними предприятиями) даже с учетом принимаемых во внимание во всем мире объективных причин. Так, если в 2004 году производительность труда на крупных и средних строительных предприятиях Ленинградской области превышала аналогичные показатели на малых предприятиях на 30 процентов, то в промышленности имел место почти девятикратный разрыв.
Остается низким уровень инвестиционной активности на малых предприятиях. В 2004 году объем инвестиций на одно малое предприятие составил 80,5 тысячи рублей, что в 20 раз ниже, чем в среднем по области.
Субъекты малого предпринимательства ориентированы в основном на локальные рынки, на удовлетворение спроса местного населения. Лишь незначительная часть их продукции (товаров, услуг) идет на экспорт. Как показывают результаты проведенных в 2003-2004 годах опросов и исследований, менее 10 процентов субъектов малого предпринимательства Ленинградской области имеют потребителей за пределами Российской Федерации. Только единичные предприятия имеют международные сертификаты качества на свою продукцию, почти отсутствуют малые предприятия, сертифицированные по международным стандартам менеджмента качества (ISO-9000, 9001, 9014 и др.). В то же время, по данным, полученным в ходе реализации в 2005 году международного проекта "Развитие малых и средних предприятий в регионе Балтийского моря", более 200 малых предприятий Ленинградской области имеют "экспортный" потенциал для своего дальнейшего развития.
По сравнению со странами Европейского Союза использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) субъектами малого предпринимательства в Ленинградской области находится на крайне низком уровне. Одной из существенных причин этого является недостаточно развитый рынок услуг в сфере использования вычислительной техники, информационных технологий и телекоммуникаций (документальной электросвязи). Мировой опыт показывает, что эффективное использование ИКТ дает предпринимателям значительные преимущества в бизнесе: снижение затрат, улучшение менеджмента, совершенствование маркетинга, упрочение связей с партнерами и клиентами, более высокую рентабельность, устойчивое развитие. Однако малый бизнес в Ленинградской области гораздо медленнее внедряет ИКТ, чем крупный. Причинами этого являются недостаток квалификации, управленческих способностей, технических средств, а также отсутствие во многих районах широкополосного (высокоскоростного) доступа в Интернет. Развитие указанной сферы будет способствовать развитию рынка телекоммуникационных услуг за счет адресной помощи субъектов малого предпринимательства, предоставляющих услуги в этой сфере, а также за счет увеличения спроса со стороны субъектов малого предпринимательства, нуждающихся в этих услугах (абзац дополнительно включен с 25 декабря 2007 года Законом Ленинградской области от 11 декабря 2007 года N 171-оз).
Чрезвычайно низок уровень развития малого предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. При положительной динамике количества коммерческих малых предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства (в 2002 году - 47 предприятий, в 2004 году - 96 предприятий) и объема оказанных ими услуг (39 миллионов рублей в 2002 году и 107 миллионов рублей в 2004 году) их доля в отраслевой структуре количества малых предприятий Ленинградской области составляет всего 0,8 процента, а в объеме выпуска товаров и услуг - лишь 0,4 процента. По данным Петростата, из общего объема инвестиций в размере 1005 миллионов рублей, освоенных малыми предприятиями в 2004 году, только один миллион рублей приходится на жилищно-коммунальное хозяйство (0,1 процента).
Невысоким является уровень развития малого бизнеса в таких социально значимых отраслях, как здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение. В 2004 году на тысячу жителей Ленинградской области малыми предприятиями этих отраслей оказано услуг на 174,2 тысячи рублей на тысячу жителей, что на 45 процентов ниже, чем в Санкт-Петербурге (252,4 тысячи рублей на тысячу жителей). Доля малых предприятий этих отраслей в общем количестве малых предприятий составляла в 2004 году всего 2,5 процента, а в выпуске товаров и услуг - 1,2 процента.
Недостаточно развито малое предпринимательство и в такой важнейшей с точки зрения повышения качества жизни населения Ленинградской области сфере, как бытовые услуги населению. Несмотря на рост сети предприятий бытового обслуживания (при увеличении в течение 2004 года на 9,2 процента их количество на начало 2005 года составило 3182 единицы), объем бытовых услуг на душу населения в первом полугодии 2005 года составил всего 367,4 рубля, что вдвое ниже аналогичных показателей по Санкт-Петербургу (777,9 рубля) и в среднем по России (724,7 рубля). Обеспеченность населения Ленинградской области бытовыми услугами составляет только 38 процентов от нормативного показателя. Такие объекты, как прачечные самообслуживания, фабрики-прачечные, химчистки самообслуживания, отсутствуют даже в районных центрах. В 2004 году на 204 волости с общим количеством проживающих 560 тысяч человек работало всего 175 бань и только 41 комплексный приемный пункт.
Богатый туристско-рекреационный потенциал Ленинградской области дает возможность для развития многих видов туризма. Несмотря на положительные результаты, достигнутые в ходе реализации региональной целевой программы "Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области на 2003-2005 годы", дальнейшее развитие на территории области индустрии туризма в настоящее время сдерживается все еще недостаточным уровнем развития инфраструктуры по обеспечению пребывания туристов. Отсутствуют в достаточном количестве комфортные объекты для размещения туристов, недостаточно развита сеть предприятий общественного питания и транспортных организаций по обслуживанию туристов, не полностью реализованы возможности территорий и сельских жителей по развитию сельского туризма.
Положение дел в сфере бытового обслуживания населения, здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения, а также важность реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства в условиях становления новой системы местного самоуправления, необходимость развития предпринимательства в сфере информационно-коммуникационных технологий, туризма, в том числе сельского, обусловливают отнесение указанных сфер деятельности к приоритетным на ближайшие пять лет сферам развития малого предпринимательства Ленинградской области (абзац в редакции, введенной в действие с 25 декабря 2007 года Законом Ленинградской области от 11 декабря 2007 года N 171-оз, - см. предыдущую редакцию).