В сфере государственного управления в области формирования экологической культуры необходимо осуществить:
четкое разграничение полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления;
создание координационного общественного совета по вопросам формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения;
разработку и внедрение системы показателей - количественных критериев эффективности проводимой исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга политики;
привлечение руководителей исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, рядовых сотрудников к мероприятиям по формированию экологической культуры.
В области нормативно-правового обеспечения реализации политики по формированию экологической культуры необходимо создать соответствующий эффективный правовой механизм, а именно:
обеспечить учет основных положений настоящей Концепции при разработке проектов законов Санкт-Петербурга;
разработать проект закона Санкт-Петербурга "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Санкт-Петербурге";
предусмотреть внесение изменений в законодательство Санкт-Петербурга в части, касающейся ужесточения ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды.
В части финансового обеспечения мероприятий по формированию экологической культуры надо привлекать бюджетные и внебюджетные средства. Для этого необходимо:
обеспечить адекватное бюджетное финансирование мероприятий по формированию экологической культуры;
разработать, принять и реализовать долгосрочную региональную программу "Формирование и развитие экологической культуры в Санкт-Петербурге на 2006-2010 годы и в перспективе до 2020 года" с учетом особенностей различных групп населения и территориальных особенностей Санкт-Петербурга;
создать условия для стимулирования благотворительности в области формирования экологической культуры;
активно привлекать к сотрудничеству бизнес-структуры, поддерживать предпринимательскую деятельность, направленную на формирование экологической культуры, развитие экологического образования путем установления налоговых и иных льгот.
В идейно-нравственной сфере целесообразно:
пропагандировать принципы устойчивого развития как основу стратегии коэволюционного развития общества в гармонии с окружающей средой;
создавать образ жителя Санкт-Петербурга как человека с высоким уровнем экологической культуры;
формировать экологически ответственное поведение населения Санкт-Петербурга как нравственную норму жизнедеятельности.
В системе экологического образования целесообразно:
включить в образовательные программы всех этапов системы непрерывного образования (от детского сада до последипломного образования) модульные программы экологической направленности;
ввести в учебный план общеобразовательной школы (9-11 классы) обязательный предмет "Экология" за счет регионального компонента;
использовать эколого-образовательные и социально-экологические проекты и программы в системе формального и неформального образования для привлечения интереса подрастающего поколения к вопросам охраны окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности и здоровья людей;
создать эколого-образовательные и просветительные центры на базе ведущих высших учебных заведений, Домов творчества юных, школ, лицеев, гимназий экологического профиля, общественных организаций, особо охраняемых природных территорий, крупных промышленных предприятий;
организовывать выезды различных категорий населения на природу путем организации программы "Экологический автобус" (при каждом координационном эколого-просветительном центре).
Воспитательный потенциал экологического просвещения может быть реализован посредством:
создания в образовательных учреждениях уголков природы, "живых уголков", ботанических садов;
проведения общегородских конкурсов на лучший двор, лучшую улицу, лучшее муниципальное образование;
воспитания у населения культуры обращения с бытовыми отходами;