При формировании экологической культуры население рассматривается и как единое целое, и как совокупность социальных групп, подразделяемых по возрасту, месту проживания, социально-профессиональной принадлежности, образовательному уровню, уровню доходов и качеству жизни, видам производственной деятельности, а в конечном счете - по менталитету, уровню сознания, гражданской ответственности.
Формирование экологической культуры базируется на принципах:
учета интересов не только нынешнего, но и будущих поколений;
подхода к решению задач экологической культуры как составной части экологической политики Санкт-Петербурга;
учета региональных особенностей, включая природные условия и ресурсы, экологическую ситуацию, демографическую обстановку, культурно-исторические и религиозные традиции населения, особенности системы расселения, образовательный уровень, качество жизни, интеллектуальный и духовный потенциал населения;
использования основных положений государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения гарантий экологической безопасности;
соблюдения демократических норм и требований, приоритета прав и свобод человека и гражданина;
связи образовательных и воспитательных действий с практикой решения природоохранных проблем;
культивирования гуманистического отношения к природе;
открытости и доступности экологической информации для населения Санкт-Петербурга;
вовлечения предпринимателей, общественных и иных некоммерческих объединений в решение задач по формированию экологической культуры;
использования исторического опыта решения задач экологического образования и просвещения, а также опыта других регионов России и зарубежных стран;
соблюдения экологического законодательства и неотвратимости наступления ответственности за его нарушение.
Реализация названных принципов должна осуществляться в рамках реализации региональной политики в области экологического развития.