На рынке труда Санкт-Петербурга сохраняется положительная динамика большинства показателей экономического роста. Наметился устойчивый рост спроса на рабочую силу при одновременном сокращении ресурсов труда.
Центральной проблемой рынка труда Санкт-Петербурга остается дисбаланс спроса и предложения рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе.
В структуре спроса наибольший объем имеет сектор профессии квалифицированных рабочих для приоритетных отраслей экономики - свыше 150 тыс. человек. В том числе: квалифицированных рабочих сквозных профессий - 82 тыс. человек; профессии торговли - 53 тыс. человек; профессии транспорта - 35 тыс. человек; слесари, выпускающие продукцию, - 15 тыс. человек; слесари-ремонтники - 14 тыс. человек. При этом в промышленности будет наблюдаться рост потребности в квалифицированных рабочих с 310 тыс. человек в 2003 году до 323 тыс. человек в 2008 году, или на 4,2%.
В возникновении, а также в устранении дефицита кадров по отдельным специальностям и группам профессий существенными являются такие факторы как ускоренное развитие экономики (создание высокотехнологических рабочих мест) и адекватная этому процессу деятельность учреждений профессионального образования.
Неблагоприятное влияние на формирование рабочей силы в период до 2008 года будут оказывать демографические факторы. Так, численность населения в возрасте 15-72 года (экономическое население) снизится с 3630 тыс. человек в 2003 году до 3549 тыс. человек в 2008 году. Критическая ситуация на рынке труда прогнозируется и в долгосрочной перспективе. Начиная с 2015 года ожидается существенное сокращение численности трудовых ресурсов до 2871,3 тыс. человек.
Сокращение численности подростков, вступающих в трудоспособный возраст, с 65,4 тыс. человек на начало 2003 года до 38 тыс. человек на начало 2008 года, или на 41,9%, приведет к существенному уменьшению контингента учреждений профессионального образования.
Потенциал рынка образовательных услуг в Санкт-Петербурге составляют: 239 гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением отдельных предметов, 631 общеобразовательная школа, 50 специальных (коррекционных) школ и интернатов, 39 образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 97 негосударственных общеобразовательных школ, 21 вечерняя школа, в которых обучается 416000 детей.
Социологические исследования по выявлению особенностей выбора профессии учащимися школ показали, что в 2005 году около 30% учащихся на момент исследования не определились в выборе будущего вида деятельности. Абсолютное большинство выпускников школ (80%) планирует поступать в высшие учебные заведения, тогда как в структуре вакансий 74% составляют рабочие профессии. Профессиональные планы школьников, как правило, не соответствуют потребностям рынка труда, что в будущем может привести к личностным и социальным конфликтам.
В системе профессионального образования 66 образовательных учреждений начального, 90 среднего и 98 высшего профессионального образования, в которых обучается более 370 тысяч человек. Ежегодный выпуск составляет около 70 тыс. человек. Однако реализуют профессиональные возможности по своей профессии не более 70% выпускников образовательных учреждений. Остальные либо выбирают работу, не связанную с полученной специальностью, либо обращаются в службу занятости за содействием в трудоустройстве. Практика показывает, что молодые люди, работающие не по специальности, плохо адаптируются на предприятии, не используют полностью свой потенциал, что замедляет процесс обновления рабочей силы.
Существующий спрос на рабочую силу высокой квалификации и несоответствие перечня профессий, образовательных стандартов и программ подготовки специалистов требованиям рынка труда существенно сокращает возможности трудоустройства молодежи.
Анализ практики работы с молодежью на рынке труда свидетельствует о наличии серьезных проблем в системе профессионального становления молодых людей. Одна из них - несоответствие между потребностями рынка труда, с одной стороны, и мотивацией, характерологическими особенностями и профессиональными качествами работников - с другой. Формирование у молодежи мотивации к труду, потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии становятся приоритетными в системе общего и профессионального образования.
В данной ситуации возрастают роль и значение профессиональной ориентации и психологической поддержки в личностно профессиональном самоопределении молодых граждан, прежде всего учащихся общеобразовательных учреждений.
Цель профессиональной ориентации, в современном ее понимании, базируется на обеспечении социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости, достижения сбалансированности между профессиональными интересами обучающегося, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда. Психологическая поддержка, являясь частью комплекса специальных мер содействия обучающемуся, призвана способствовать разрешению или снижению актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов его профессионального становления.
В молодежной среде востребованы качественные психолого-профориентационные услуги. Однако молодежь не всегда может воспользоваться услугами коммерческих организаций, а специалисты государственных организаций не в состоянии удовлетворить растущие потребности рынка труда в этой сфере.
Существующие организации, занимающиеся психолого-профориентационной работой с молодежью, функционируют обособленно, многие из них слабо ориентированы на требования рынка труда.
Всесторонне решать проблемы профориентации и занятости молодежи позволит организация эффективного межведомственного взаимодействия в рамках государственной системы.
Система профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи - это совокупность государственных и муниципальных органов и организаций, деятельность которых направлена на развитие профессиональной ориентации, образования, содействие занятости, охрану здоровья, социальную защиту и психологическую поддержку молодежи.
Системный подход в организации профориентационной деятельности позволяет обеспечить личностно профессиональное самоопределение молодежи, развитие се профессионального потенциала в целях успешной адаптации на рынке труда, способствует развитию социального партнерства и взаимодействия в организации профессиональной ориентации.