Недействующий

О региональной целевой программе "Развитие потребительской кооперации в Ленинградской области на период до 2010 года" (с изменениями на 14 октября 2008 года) (утратил силу с 31.03.2010 на основании закона Ленинградской области от 24.03.2010 N 11-оз)

1. Оценка и анализ исходной ситуации, обоснование
необходимости выполнения Программы


Деятельность потребительской кооперации регламентируется Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (с изменениями, внесенными федеральными законами от 11 июля 1997 года N 97-ФЗ, от 28 апреля 2000 года N 54-ФЗ и от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ). Согласно статье 116 Гражданского кодекса Российской Федерации потребительские общества и их союзы являются некоммерческими организациями. Они созданы и осуществляют свою деятельность для удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Около 80 тысяч жителей Ленинградской области являются пайщиками потребительской кооперации, в организациях которой работают более пяти тысяч человек.

Союз потребительских обществ на территории современной Ленинградской области создан в 1913 году. В настоящее время в него входят 28 потребительских обществ, 956 предприятий торговли, 128 предприятий общественного питания, 82 цеха и предприятия промышленности, 52 объекта заготовок, три учебных заведения.

Потребительская кооперация вносит существенный вклад в экономику и продовольственное обеспечение Ленинградской области. Совокупный объем деятельности Ленинградского областного союза потребительских обществ (далее - Леноблпотребсоюз) за 2004 год составил 2,5 миллиарда рублей, в том числе: оборот розничной торговли - 70 процентов, общественного питания - 6 процентов, производство промышленной продукции - 14 процентов, заготовительный оборот и бытовые услуги - 10 процентов.

Деятельность организаций потребительской кооперации направлена на повышение качества жизни сельского населения за счет гарантированного обеспечения товарами и услугами, сбыта сельскохозяйственной продукции и сырья, производства промышленной продукции, создания дополнительных рабочих мест, увеличения доходов от личного подсобного хозяйства и решения других вопросов по развитию социальной инфраструктуры села.

Низкая покупательная способность сельского населения, отпуск товаров в долг многодетным семьям и пенсионерам, систематическая задолженность предприятий социальной сферы за продукты и услуги негативно сказываются на финансовых результатах деятельности организаций потребительской кооперации.

Ежегодные социальные затраты потребительской кооперации системы Леноблпотребсоюза на повышение уровня жизни сельских жителей составляют свыше 60 миллионов рублей. Сюда включаются доставка товаров в магазины, расположенные в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, содержание убыточных сельских магазинов, бесплатные услуги, оказываемые населению (доставка дров, крупногабаритных товаров, комбикормов, ремонт жилья, оплата обучения пайщиков потребительской кооперации и их детей в кооперативных учебных заведениях, организация досуга и другие).

Более 70 процентов сельских магазинов убыточны, так как реализуют, в основном, хлеб и товары первой необходимости. За 2004 год убытки составили 42 миллиона рублей. При этом за работу убыточных магазинов уплачиваются все налоги, фактически они содержатся за счет других предприятий, которые находятся в городах и районных центрах. Расходы по доставке товаров в магазины, расположенные в сельской местности на расстоянии свыше 11 километров от пункта их получения, в отдаленных и труднодоступных местностях составляют ежегодно около 15 миллионов рублей. Кроме того, магазины потребительской кооперации работают постоянно, круглый год, несмотря на малую численность проживающего в деревнях населения. Потребительская кооперация обслуживает 355 населенных пунктов с численностью жителей до 10 человек, 698 населенных пунктов с численностью жителей от 11 до 100 человек. Автолавки обслуживают 600 малонаселенных отдаленных и труднодоступных деревень, где нет стационарной торговой сети.

В период перехода к рыночной экономике деятельность потребительской кооперации по закупке сельскохозяйственной продукции и сырья у жителей и сельхозтоваропроизводителей Ленинградской области особенно пострадала, так как в силу своей специфики требует отвлечения оборотных средств на длительный период. Для того чтобы обеспечить максимальную закупку всей продукции, выращенной населением для продажи, необходимо вернуться к бюджетным льготным кредитам и гарантированному государственному заказу, восстановить сеть приемозаготовительных и убойных пунктов, создать производственную инфраструктуру по первичной обработке, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции и сырья, дикорастущих плодов и ягод, грибов, лекарственно-технического сырья.

Более 50 процентов закупленной продукции и сырья перерабатывается на собственных предприятиях. В системе потребительской кооперации Леноблпотребсоюза работают хлебопекарни, колбасные производства, цехи по копчению и солению рыбы, выпуску консервов, кондитерских изделий, безалкогольных напитков, кетчупов, валяной обуви и других товаров. За 2004 год организациями потребительской кооперации произведено товаров (в процентах от уровня областного производства):

 колбасных изделий и мясных полуфабрикатов

-

22 процента;

 хлеба и хлебобулочных изделий

-

6 процентов;

 консервов

-

9 процентов;

 кондитерских изделий

-

3 процента;

 валяной обуви

-

100 процентов.


Потребительская кооперация взяла на себя оказание различного рода услуг населению, так как сфера бытового обслуживания на селе практически утрачена. Организации системы Леноблпотребсоюза оказывают услуги по раскрою тканей, ремонту и пошиву одежды и обуви, ремонту автотранспорта, жилья и оборудования, прокату, забою скота, сепарированию молока, дроблению зерна, заточке инструментов, юридические, оздоровительные, ритуальные и другие услуги.

Организации потребительской кооперации системы Леноблпотребсоюза уплатили за 2004 год налогов и сборов около 150 миллионов рублей.

Программа позволит повысить эффективность участия организаций потребительской кооперации системы Леноблпотребсоюза в реализации программ социально-экономического развития Ленинградской области, обеспечить государственную поддержку потребительской кооперации в решении социальных проблем сельских жителей Ленинградской области.