Санкт-Петербург является одним из наиболее посещаемых туристических центров Европы с общим количеством прибытий 3,5 млн. туристов в год (таблица 1).
Таблица 1 | ||
N п/п | Город | Количество прибытий, млн.чел. в год |
1 | Лондон | 26,8 |
2 | Париж | 14,0 |
3 | Рим | 5,9 |
4 | Амстердам | 5,2 |
5 | Берлин | 5,0 |
6 | Мадрид | 4,8 |
7 | Барселона | 3,8 |
8 | Вена | 3,7 |
9 | Санкт-Петербург | 3,5 |
10 | Прага | 3,0 |
11 | Москва | 2,9 |
12 | Копенгаген | 1,9 |
Основным побуждающим фактором туристической поездки в Санкт-Петербург является выдающаяся официальная культура Санкт-Петербурга.
Ежегодно Санкт-Петербург посещают 1,5 млн. иностранных и 2 млн. российских граждан. Существуют значительные различия между этими двумя группами туристов с точки зрения демографии, мотивации для поездки, отношения к Санкт-Петербургу и уровня трат в городе. Иностранные туристы обычно старше, тратят значительно больше российских туристов (в среднем 6500 руб. в день, что почти в 4 раза больше средних суточных трат российских туристов), Санкт-Петербург посещают преимущественно один раз, основная цель поездки - увидеть дворцы, средний срок пребывания - 2,5 суток. Мотивация российских туристов более разнообразна, они склонны приезжать в Санкт-Петербург чаще одного раза, срок их пребывания в Санкт-Петербурге больше (в среднем 4,5 суток).
Туризм является стратегическим сектором экономики для Санкт-Петербурга:
туризм создает около 10 процентов валового регионального продукта и обеспечивает более 5 процентов налоговых доходов Санкт-Петербурга;
туризм создает в Санкт-Петербурге порядка 63 тыс. рабочих мест;
европейский рынок туризма неуклонно растет;
Санкт-Петербург располагает необходимыми активами для роста туризма и существенного увеличения доходов от туризма в абсолютном выражении.
К основным возможностям повышения доходов Санкт-Петербурга от туризма относятся:
увеличение срока пребывания иностранных туристов;
стимулирование иностранных туристов к повторным поездкам за счет расширения мотивации поездки;
расширение возможностей для увеличения суточных трат российских туристов;
увеличение общего числа туристов за счет снижения сезонности.
В результате анализа было определено, что основными барьерами для успешного развития туризма на сегодняшний день являются:
недостаточная маркетинговая поддержка Санкт-Петербурга и, как следствие, низкий уровень осведомленности туристов о городе и его туристических возможностях;
существующий уровень развития инфраструктуры Санкт-Петербурга и, как следствие, несоответствие цены качеству поездки.