Действующий

О Программе развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005-2010 годы (с изменениями на 1 июня 2010 года)

4. Стратегия развития туризма в Санкт-Петербурге

Для определения стратегического направления (стратегии) развития туризма в Санкт-Петербурге была проведена сегментация путешествий по целям поездки. В целях эффективной концентрации усилий и ресурсов для анализа были выбраны три направления:

культурно-познавательный туризм;

бизнес-туризм;

конвенционный туризм;

специализированный туризм, объединяющий разнообразные направления. Санкт-Петербург имеет достаточную базу для развития и успешного продвижения таких направлений, как яхтенный туризм, образовательный, паломнический и некоторые другие.

Стратегия развития Санкт-Петербурга как туристического центра должна обеспечивать решение задач Программы. Кроме того, ее реализация должна способствовать развитию сильных сторон Санкт-Петербурга и его пригородов, а также обеспечивать максимальный экономический эффект.

Таким образом, дополнительными критериями для выбора стратегического направления развития туризма стали:

4.1. Положительное влияние на развитие таких сильных сторон Санкт-Петербурга, как:

4.1.1. Санкт-Петербург - центр традиционной европейской культуры. Санкт-Петербург воспринимается как самый европейский город России большинством респондентов - и российских, и иностранных.

4.1.2. Окно в Европу - связующее звено. Санкт-Петербург благодаря геополитическому положению исторически является посредником между Европой и Россией.

4.1.3. Санкт-Петербург - мегаполис. Санкт-Петербург по количеству населения входит в пятерку крупнейших городов Европы и должен восприниматься как большой город со всеми соответствующими атрибутами (возможность разнообразного времяпрепровождения, наличие различных культур и т.д.).

4.1.4. Санкт-Петербург - научный/образовательный центр. Санкт-Петербург является одним из крупнейших научно-образовательных центров России и Европы.

4.1.5. Санкт-Петербург город-порт/город на воде. Каналы и реки Санкт-Петербурга ставят город в один ряд с такими городами, как Венеция и Амстердам.

4.2. Возможность развития пригородов и эффективного использования их инфраструктуры в рамках выбранного стратегического направления.

4.3. Экономическая привлекательность:

4.3.1. Общий вклад в экономику Санкт-Петербурга (оценивались общие денежные поступления от туристских трат, а также доходы населения, частного сектора, бюджета Санкт-Петербурга и федерального бюджета).

4.3.2. Вклад в бюджет Санкт-Петербурга.

4.3.3. Количество вновь созданных рабочих мест.

Проведенный анализ показал целесообразность выбора следующей стратегии развития: концентрация усилий и инвестиций на развитии культурно-познавательного туризма. Бизнес-туризм и специализированный туризм следует рассматривать как дополнительные направления развития.

В частности, развитие бизнес-туризма является одним из путей выравнивания сезонности. Специализированный туризм необходимо использовать для создания отдельных туристических продуктов. Некоторые виды специализированного туризма могут быть рассмотрены как стратегические направления для определенных пригородов. Например, яхтенный туризм может стать одним из направлений развития туризма в г.Кронштадте.

Позиционирование Санкт-Петербурга на рынке культурно-познавательного туризма должно обеспечивать дифференциацию Санкт-Петербурга в совокупности европейских туристических направлений, соответствовать мотивации и ожиданиям потенциальных туристов, базироваться на существующих сильных сторонах Санкт-Петербурга и развивать их.

По результатам анализа мотивов совершения туристических поездок, отношения туристов к различным туристическим направлениям и существующего восприятия Санкт-Петербурга определены основы позиционирования:

на международном и внутреннем рынках культурно-познавательного туризма целесообразно использовать единый брэнд "Санкт-Петербург" для самого города и для его пригородов;

в совокупности туристических направлений в целом целесообразно развивать положение брэнда "Санкт-Петербург" в трех группах городов: "Прекрасная старая Европа" (города Будапешт, Прага, Вена); "Северные воды" (города Стокгольм, Копенгаген, Амстердам); "Восходящий Восток" (города Восточной Европы и стран Балтии);

для повышения привлекательности Санкт-Петербурга для всех типов городских туристов брэнд "Санкт-Петербург" необходимо позиционировать как уникальный, единственный в своем роде, олицетворяющий строгость, чистоту и высокую культуру (условное описательное название - гений чистой красоты). Необходимым условием успеха является добавление к основе позиционирования характеристики "дружеская теплота".

Эмоциональные характеристики позиционирования Санкт-Петербурга:

бриллиант в дворцово-парковом ожерелье;

город высокой культуры и возвышающей красоты, величественный и строгий;