Действующий


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 21 апреля 2005 года Дело N 3-128/05


[Об оспаривании положения пункта 3 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга
N 589-79 от 24 ноября 2004 года "О мерах социальной поддержки
отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге"
]

_____________________________________________

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13.07.2005 N 78-Г05-33 решение оставлено без изменения.

_____________________________________________


Санкт-Петербургский городской суд в составе: председательствующего судьи ... при секретаре ... с участием прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры ... рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Р-й Л.Н. об оспаривании положения пункта 3 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга N 589-79 от 24 ноября 2004 года "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге", установил:

17.11.2004 Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят, а 24.11.2004 подписан Губернатором Санкт-Петербурга Закон Санкт-Петербурга N 589-79 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге". Закон опубликован 26.11.2004 в газете "Санкт-Петербургские ведомости", N 227, что в соответствии со ст.2 Закона Санкт-Петербурга от 27.09.1995 N 101-14 "О гарантиях конституционных прав граждан на информацию о решениях органов власти Санкт-Петербурга" является официальным опубликованием.

В соответствии со ст.11 названного Закона он вступил в силу с 01.01.2005.

Согласно преамбуле к Закону он принят во исполнение Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и устанавливает меры социальной поддержки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга отдельных категорий граждан Российской Федерации, постоянно зарегистрированных по месту жительства в Санкт-Петербурге.

Статьей 5 названного Закона Санкт-Петербурга установлены меры социальной поддержки реабилитированных лиц. В соответствии с пунктами 2 и 3 указанной статьи реабилитированным лицам предоставляются за счет средств бюджета Санкт-Петербурга меры социальной поддержки:

- оплата жилья в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной в Санкт-Петербурге, в том числе членам семей лиц указанной категории, совместно с ними проживающим. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам указанной категории независимо от вида жилищного фонда (пункт 2);

- оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в Санкт-Петербурге), лицам указанной категории, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются лицам указанной категории независимо от вида жилищного фонда (пункт 3).

Р-ва Л.Н., признанная подвергшейся политическим репрессиям и подлежащей реабилитации в соответствии со ст.1.1 Закона РФ N 1761-1 от 18.10.1991 "О реабилитации жертв политических репрессий" (л.д.4, 5 - копия справки о реабилитации, копия удостоверения), обратилась в суд с заявлением о признании недействительным положения пункта 3 статьи 5 названного Закона Санкт-Петербурга, при рассмотрении дела в суде уточнила свои требования и просила признать указанное положение недействующим в той мере, в которой оно исключает распространение на членов семей реабилитированных лиц права на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов, указывая на противоречие этого положения преамбуле и статье 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Как указывает Р-ва Л.Н., до 31.12.2005 она как реабилитированное лицо пользовалась правом на льготу, установленную пунктом "ж" ч.2 ст.16 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", в соответствии с которым лица, подвергшиеся политическим репрессиям в виде лишения свободы, ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в "рабочих колоннах НКВД", иным ограничениям прав и свобод, необоснованно помещавшиеся в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированные, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, имели право на снижение (для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей) размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления.

По мнению заявительницы, оспариваемое положение Закона Санкт-Петербурга в нарушение требований абзаца третьего п.2 ст.153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 ухудшает прежние условия предоставления льготы, снижает уровень социальной защищенности реабилитированных лиц, поскольку в результате исключения членов семьи из числа лиц, на которых распространяется предоставленная реабилитированному лицу льгота в виде 50-процентной оплаты коммунальных услуг, значительно возрастают соответствующие расходы, производимые заявительницей и членами ее семьи из общего бюджета.

Представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга П-в В.А. и представитель Губернатора Санкт-Петербурга М-ко Ю.В. возражали против удовлетворения заявления Р-й Л.Н., представили письменные отзывы на заявление (л.д.11-12, 13-15).

Выслушав объяснения участников дела, заключение прокурора ... полагавшей, что оснований в удовлетворении требования Р-й Л.Н. должно быть отказано, изучив материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления.

Согласно подпункту "ж" ч.1 ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст.16 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004, вступившей в силу с 01.01.2005, согласно ст.155 этого Закона) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Подпунктом 24 пункта 2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", действующей с 01.01.2005 (в связи со вступлением в силу с этой даты федеральных законов от 29.07.2004 N 95-ФЗ и от 20.08.2004 N 120-ФЗ о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ и Бюджетный кодекс РФ - статья 2 Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ), решение вопросов социальной поддержки жертв политических репрессий отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Таким образом, акты федерального законодательства, действующие в настоящее время, не устанавливают конкретных мер социальной поддержки в отношении реабилитированных лиц, а относят их установление к компетенции органов власти субъектов Российской Федерации, с финансированием этих мер за счет средств соответствующих бюджетов.

При этом нормы федерального законодательства, в том числе Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004, не возлагают на органы власти субъектов Российской Федерации обязанности предусматривать меры социальной поддержки членов семей реабилитированных лиц, на что обоснованно указывали при рассмотрении дела представители Губернатора Санкт-Петербурга и Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

В соответствии с преамбулой Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции Закона РФ N 5698-1 от 03.09.1993 и Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004) целью Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.

Таким образом, члены семей реабилитированных лиц не относятся к кругу лиц, на защиту которых направлены положения Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий". По смыслу положений ч.2 ст.16 этого Закона (в редакции, действовавшей до 31.12.2004), распространение льготы в виде снижения на 50 процентов размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг (а также стоимости топлива для населения, проживающего в домах без центрального отопления) на членов семей реабилитированных лиц рассматривалось законодателем в объеме прав, предоставленных самим реабилитированным лицам.

Однако действие данной льготы фактически влекло улучшение положения именно членов семьи реабилитированного лица, размер расходов которых на оплату жилья и коммунальных услуг снижался в силу их проживания одной семьей с реабилитированным лицом. Поэтому нельзя признать, что в связи с прекращением распространения указанной льготы на членов семьи реабилитированных лиц ухудшается положение самих этих лиц и нарушаются права заявительницы.

При пользовании жилыми помещениями дееспособные члены семьи реабилитированных лиц, по смыслу положений ст.31 (ч.3) и 69 (ч.2) Жилищного кодекса РФ, имеют равные с собственником (нанимателем) жилого помещения права и обязанности и несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из такого пользования. Аналогичное положение содержалось ранее в ст.53 ЖК РСФСР (1983 г.).

Прекращение действия указанной льготы в отношении членов семьи реабилитированных лиц, если последние продолжают пользоваться льготой в прежнем объеме, не противоречит целям, определенным в преамбуле Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", и его нельзя рассматривать как ухудшение условий предоставления этой льготы.

В связи с этим не является обоснованным довод заявительницы о несоответствии оспариваемого положения Закона Санкт-Петербурга требованиям преамбулы и ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации".

Поскольку положение реабилитированных лиц оспариваемой нормой Закона Санкт-Петербурга не ухудшено, не имеется оснований для вывода о противоречии этого положения преамбуле к Федеральному закону N 122-ФЗ от 22.08.2004, в соответствии с которой при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны: при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств; реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования; предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности посредством установления временного регулирования общественных отношений; не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц.

По мнению суда, из положений преамбулы и ст.153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 не вытекает обязанности органов власти субъектов Российской Федерации сохранить меры поддержки членов семьи реабилитированных лиц, фактически существовавшие ранее.

Согласно п.1 ст.153 в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, указанный пункт содержит лишь общее положение о том, что данный Федеральный закон (отменяющий ряд норм, закреплявших ранее право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер) не создает препятствий для реализации этих прав в прежней форме и размерах, что может быть предусмотрено законодательством субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 ст.153 предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:

- вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий оплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;

- при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Льгота в виде снижения размера оплаты жилой площади и коммунальных услуг применительно к положениям ст.153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 должна рассматриваться как имеющая натуральную форму, поскольку не связана с какими-либо денежными выплатами в пользу реабилитированных лиц, а сводится к частично бесплатному предоставлению соответствующих услуг, с оплатой 50 процентов их стоимости за счет соответствующего бюджета.

Однако, как указано выше, прекращение действия льготы в отношении членов семьи реабилитированных лиц, если последние продолжают пользоваться этой льготой в прежнем объеме, нельзя рассматривать как ухудшение условий предоставления льготы самим реабилитированным лицам.

Не произошло в связи с принятием оспариваемого Закона Санкт-Петербурга и снижения объема финансирования льготы, которой реабилитированные лица ранее пользовались на основании положения п."ж" ч.2 ст.16 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий": если Закон Санкт-Петербурга N 676-101 от 09.12.2003 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2004 год" предусматривал расходы на предоставление льгот гражданам по оплате за жилищно-коммунальные услуги в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" в размере 33201,6 тыс. рублей (параграф 16.2 "Функциональной структуры расходов бюджета Санкт-Петербурга на 2004 год" - приложения 2 к названному Закону), то в соответствии с Законом Санкт-Петербурга N 578-81 от 29.11.2004 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2005 год" указанная сумма увеличена до 58246,7 тыс. рублей (параграф 16.2 "Функциональной структуры расходов бюджета Санкт-Петербурга на 2005 год" - приложения 2 к указанному Закону).

В соответствии с ч.1 ст.253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

С учетом тех обстоятельств, что Р-ва Л.Н. является участницей правоотношений, урегулированных оспариваемой нормой Закона Санкт-Петербурга, и что ранее распространение льготы в виде снижения на 50 процентов размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на членов семей реабилитированных лиц рассматривалось федеральным законодателем в объеме прав, предоставленных самим реабилитированным лицам, судом оставлено без удовлетворения заявленное представителем Губернатора Санкт-Петербурга ходатайство о прекращении производства по делу в соответствии с абз.2 ст.220 и п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ, поскольку не имеется оснований для вывода о том, что оспариваемая норма не затрагивает прав, свобод и законных интересов заявительницы, а, следовательно, требование Р-й Л.Н. подлежит рассмотрению по существу. Однако отсутствие нарушения прав реабилитированных лиц оспариваемым положением Закона Санкт-Петербурга и отсутствие противоречия между ним и положениями федерального законодательства должны влечь отказ в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-197, 199, 252 и 253 ГПК РФ, суд решил:

В удовлетворении заявления Р-й Л.Н. отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья
...

Текст документа сверен по:

рассылка