Действующий

О Концепции развития потребительского рынка Санкт-Петербурга на 2005-2007 годы

2.1. Состояние и проблемы развития потребительского рынка


Потребительский рынок Санкт-Петербурга характеризует стабильность, высокая предпринимательская и инвестиционная активность, положительная динамика развития.

К положительным тенденциям относятся: строительство и ввод крупных предприятий нового формата; интенсивный рост сети во всех районах Санкт-Петербурга и качественное улучшение ее структуры; развитие сетевой торговли.

За 10 лет торговая сеть увеличилась в 3 раза, общественного питания - в 4 раза, бытового обслуживания - в 2,5 раза.

Развивались сети магазинов-дискаунтов, объединяющие на 01.01.2005 более 160 таких магазинов, предоставляющих различные формы скидок для населения, в том числе для пенсионеров и иных льготных категорий населения (дисконтные карты, систему "Счастливый час" и другие).

Торговля входит в число ведущих отраслей экономики Санкт-Петербурга и является одной из основных отраслей, определяющих направление и результаты развития Санкт-Петербурга.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Петростат), за 2004 год оборот розничной торговли по сравнению с 2003 годом увеличился на 12,1 процента в сопоставимых ценах и составил 199,2 млрд.руб.

Общий объем товарооборота, включая оборот общественного питания, в 2004 году составил 209,3 млрд.руб. и увеличился по сравнению с 2003 годом на 40,0 млрд.руб.

В сфере бытового обслуживания оказывается более 600 видов различных услуг.

На основании данных Петростата, доля торговли и общественного питания в формировании валового регионального продукта составляет 22 процента.

Потребительский рынок является одним из главных источников занятости в городском хозяйстве.

В сфере потребительского рынка, обеспечивающей конечное потребление населением товаров и услуг, находят свое отражение социальные и экономические проблемы Санкт-Петербурга.

Сложилась сложная с элементами дублирования система контроля качества и безопасности товаров, которая даже при росте ее активности не способствует коренным изменениям в вопросах обеспечения безопасности и качества реализуемых товаров и услуг.

Имеют место факты теневого оборота, проблемой является торговля в не установленных для продажи местах.

Обеспеченность населения посадочными местами и торговыми площадями, а также качественная структура сети не отвечают современным требованиям. Уровень обеспеченности населения торговыми площадями отстает от аналогичного показателя в крупных европейских городах, который превышает 1,0 тыс.кв.м в расчете на 1 тыс. жителей.

Сложившееся размещение объектов потребительского рынка в городе не отвечает потребностям населения.

Сохраняется дефицит объектов торговли и услуг по районам Санкт-Петербурга. Обеспеченность торговыми площадями по районам крайне неравномерна и колеблется от 180 до 730 и более кв.м в расчете на 1 тыс. жителей.

Актуальной остается проблема территориальной доступности объектов сферы потребительского рынка.

Имеют место негативные изменения в структуре сети в разрезе районов Санкт-Петербурга. В центральных районах Санкт-Петербурга уменьшилось количество продовольственных магазинов, реализующих товары повседневного спроса, в новых районах Санкт-Петербурга ощущается дефицит в объектах стационарной сети торгового и бытового обслуживания.

Не завершены процессы структурной перестройки оптового звена торговли продовольственными товарами, направленные на создание цивилизованного конкурентного оптового рынка.

Одной из главных проблем, которая требует решения в рассматриваемой перспективе, является обеспечение ценовой доступности товаров и услуг для всех социальных групп населения.

Поскольку механизмы рыночного саморегулирования эффективны лишь для покрытия спроса и удовлетворения потребностей социальных групп населения с высоким и средним уровнями доходов, в отношении малообеспеченных категорий граждан должны быть реализованы меры по их поддержке, а также мероприятия по приоритетному развитию социально ориентированной сети торгового и бытового обслуживания.