Действующий

Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Ленинградской области

II. Особенности регионального компонента
государственного образовательного стандарта

1. Региональный компонент государственного образовательного стандарта реализуется за счет часов учебного времени, предусмотренных на эти цели Федеральным базисным учебным планом, и ориентирован на 34 учебные недели в год в начальной школе и 35 учебных недель на ступени основного и среднего (полного) общего образования.

В соответствии с приказом МО РФ от 09.03.2004 N 1312 на изучение предметов регионального компонента нормативно устанавливается объем учебного времени:

- на первой ступени общего образования - не менее 1 часа в неделю;

- на второй и третьей ступени общего образования - не менее 2 часов в неделю при 6-дневной учебной неделе и не менее 1 часа - при 5-дневной.

2. Для организации изучения содержания образования краеведческой направленности образовательных учреждениях Ленинградской области в рамках регионального компонента введен интегрированный предмет "Природа, история и культура Ленинградской земли", в состав которого входят следующие учебные курсы:

2.1. В начальной школе (II-IV классы) - "Введение в изучение родного края" (1 час в неделю при 6-дневной учебной неделе).

При 5-дневной учебной неделе региональный компонент образования в начальной школе изучается в составе соответствующих учебных предметов федерального компонента в объеме не менее 10-15% отведенного для этих целей учебного времени.

Интегрированный учебный курс "Введение в изучение родного края" включает содержательные линии краеведческой направленности предметов федерального компонента: "Окружающий мир (человек, природа, общество)", "Искусство (ИЗО)", "Технология (Труд)". В нем уделено внимание изучению особенностей родного края, экологических понятий, полезных ископаемых своей местности, земной поверхности края, охране природных территорий области, промышленности, растениеводству, труду людей, формированию ценностных приоритетов обучающихся. Изучение регионального содержания модулей "Искусство (ИЗО)", "Технология (Труд)" позволяет приобщить учащихся к культуре родного края, заложить основы любви и уважения к богатой народной культуре, приобщить к уникальным ремеслам, распространенным в Ленинградской области.

Значительная часть учебного времени отводится практической работе, экскурсиям, урокам на местности.

По своему статусу учебный курс "Введение в изучение родного края" является пропедевтическим по отношению к учебным курсам регионального компонента (краеведческой направленности), изучаемым в основной и старшей школе.

2.2. В V классе - "Серебряный пояс России" (1 час в неделю при 6-дневной учебной неделе и 0,5 часа в неделю при 5-дневной учебной неделе);

- "Народное творчество Ленинградской области" (1 час в неделю при 6-дневной учебной неделе и 0,5 часа в неделю при 5-дневной учебной неделе).

Основная цель курса "Серебряный пояс России" ознакомить учащихся 5-х классов с историей и культурой Ленинградской области с древнейших времен и до наших дней. Курс направлен на осуществление гражданско-патриотического, нравственного воспитания как важнейшей задачи обучения в школе, на формирование у учащихся ценностных ориентации и личностного осмысления истории и современной жизни Ленинградской области. История края дается через судьбы людей: государственных деятелей, ученых, религиозных мыслителей, деятелей культуры и других выдающихся личностей.

В основу учебного курса "Народное творчество Ленинградской области" положен вековой опыт воспитания русского народа. Благодаря изучению народной традиционной культуры реализуется "связь времен", происходит приобщение подрастающего поколения к историческому и культурному наследию своего народа, наследование народной мудрости.

Важнейшим содержанием учебного курса являются песенные традиции области, обряды (осенние, свадебные, святки, масленица, весенние, летние обряды).

Значительная часть учебного времени отводится практической деятельности: освоению малых жанров (частушек, прибауток, скороговорок, загадок, сказок народностей, проживающих на территории Ленинградской области), исполнению величальных песен для именинников, разыгрыванию обрядов, ведению дневников наблюдений за природой и др.

2.3. В VI классе - "Природа родного края" (2 часа в неделю при 6-дневной учебной неделе и 1 час - при 5-дневной).

Учебный курс "Природа родного края" развивает содержательные элементы федеральных предметов "Биология" и "География". Изучение данного курса обеспечивает расширение межпредметных связей и практических умений учащихся, способствует формированию целостного представления о живой и неживой природе родного края и формированию ценностных мировоззренческих взглядов и идей, правовых норм, элементов гражданской ответственности, национальной гордости и экологической культуры.

На уроках и во время экскурсий школьники изучают географические особенности Ленинградской области: многообразие и уникальность ее живой природы, редких растений, взаимосвязи в природных комплексах, причины геоэкологических проблем регионального уровня, работают с живыми объектами и растениями, инструментами и приборами, проводят наблюдения и оценивают свое отношение к природе.

2.4. В VIII и IX классе - "История и культура Ленинградской земли":

- в VIII классе - 1 час в неделю при 6-дневной учебной неделе и 0,5 часа при 5-дневной;

- в IX классе - 1 час в неделю.

Изучение учебного курса "История и культура Ленинградской земли" дает школьнику знание своих корней, истории родного края, о том, кто населял эту землю в древности, каким был Северо-Запад Руси в Х-ХII веках, каковы истоки современной культуры и этнические особенности области, как наши предки защищали свою землю в годы войн, как строили жизнь в послевоенные годы, чем живет регион сегодня.

2.5. В Х и XI классе:

- "Экология и природопользование Ленинградской области" (по 0,5 часа в неделю);

- "Экономика и законодательство Ленинградской области" (по 1 часу в неделю).

Региональный учебный курс "Экология и природопользование Ленинградской области" изучается на завершающем этапе образовательного процесса и опирается на полученные учащимися знания по биологии, химии, физике, географии и обществознанию.

Учебный материал курса позволяет понять место человека в природных системах и способы рационального природопользования, обобщить знания в области сохранения природы и окружающей среды.