Среднее (полное) общее образование призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Достижению этих целей способствует введение профильного обучения на старшей ступени образования, ориентированного на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.
Принципы построения регионального базисного учебного плана для X-XI классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Исходя из этого, учебные предметы могут быть представлены в учебном плане образовательного учреждения и/или выбраны для изучения обучающимися либо на базовом, либо на профильном уровне.
Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов, каждое образовательное учреждение, а при определенных условиях и каждый учащийся вправе формировать собственный учебный план.
Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами федерального компонента являются: "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "Математика", "История", "Физическая культура", а также интегрированные учебные предметы "Обществознание (включая экономику и право)" и "Естествознание".
Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору.
Профильные общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, "Физика", "Химия", "Биология" являются профильными учебными предметами в естественнонаучном профиле; "Литература", "Русский язык" и "Иностранный язык" - в филологическом профиле; "Обществоведение", "Право", "Экономика" - в социально-экономическом профиле и т.д.
При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне. Если предметы "Математика", "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "История", "Физическая культура", входящие в инвариантную часть регионального базисного учебного плана, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются.
Совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального компонента регионального базисного учебного плана.
Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения.
Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:
1. Развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ).
2. "Надстройка" профильного учебного предмета, когда такой дополнительный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным.
3. Удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.
Региональный (национально-региональный) компонент базисного учебного плана для Х-ХI классов ориентирован на формирование компетентностей, которые позволяют обучающимся самоопределиться на рынке труда.
Содержание предметов регионального компонента, вводимых для изучения в старшей школе, тесно связано с предметами регионального компонента, изучаемыми в начальной и основной школе, выдерживается принцип преемственности содержания.