Действующий

Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Ленинградской области

III. Обоснование выбора регионального компонента


Ленинградская область расположена на Северо-Западе России и прилегает к Финскому заливу Балтийского моря почти на протяжении 330 км. По размерам площади (85,2 тыс.км) Ленинградская область является одной из крупнейших в европейской части России.

Географическое своеобразие региона обуславливается видами хозяйственной деятельности, связанной с освоением природных ресурсов, развитием торговых, экономических и культурных связей с другими регионами России и зарубежными странами. Поэтому образное выражение "окно в Европу" достаточно полно отражает значимость географического положения для социально-экономического развития Ленинградской области. Данное своеобразие должно отражаться в знаниях и умениях, позволяющих человеку адаптироваться к условиям жизни в своем регионе, адекватно использовать природные богатства с учетом своеобразия территории, проникнуться чувством любви и уважения к своей земле.

Культурно-историческое своеобразие предопределяет требования к социализации личности. Исторически сложилось национальное многообразие региона, взаимопроникновение культур населявших его народов. Здесь возникло древнейшее русское поселение Ладога, стоявшее на пути "из варяг в греки", соединявшего скандинавские и западно-европейские страны с Византией и Грецией.

Представители разных национальностей внесли большой вклад в культурное развитие региона. Диалог, толерантность, понимание жителями Ленинградской области друг друга обеспечиваются уровнем их представлений о культуре различных народов, их роли в культурном развитии региона. В связи с этим региональный компонент государственного образовательного стандарта направлен на изучение культурного наследия Петербургского региона, той местности, где родился и проживает в настоящий момент человек.

Социальное своеобразие Ленинградской области определяется основными группами населения, их возрастными, образовательными и профессиональными характеристиками, уровнем доходов населения. Социальные группы населения разнообразны как по уровню образования, так и по уровню доходов. Поэтому данная специфика в большей степени должна учитываться в компоненте образовательного учреждения.

Экологическое своеобразие региона определяется существующим укладом экономики и стратегией экономического развития. В настоящее время в Ленинградской области основные виды промышленного производства: топливная, лесная отрасли, а также пищевая, мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность. На них приходится более 60% объема промышленного производства.

По прогнозам специалистов, наиболее перспективными направлениями развития социально-экономического комплекса Петербургского региона являются:

- активизация развития транспортной инфраструктуры, в частности, усиление роли региона в качестве "морских ворот" России;

- всемирное развитие туризма, в том числе иностранного;

- конверсия промышленности региона и ее постепенная переориентация на высокотехнологичные, наукоемкие, высококвалифицированные, а не на материальные и топливоемкие производства;

- дальнейшее развитие социальной инфраструктуры;

- превращение региона в один из крупнейших банковско-финансовых центров мира.

С учетом этих особенностей в рамках регионального компонента предусматривается выделение на старшей ступени обучения учебного времени на изучение экономики региона.