Действующий

О Концепции Автоматизированной информационной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга (с изменениями на 12 мая 2012 года)

2.2. Пути повышения уровня безопасности жизнедеятельности
Санкт-Петербурга

В настоящее время Правительством Российской Федерации осуществляется комплекс мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, повышение возможностей по ликвидации их последствий, сокращение материального ущерба и потерь населения.

Однако реалии жизни говорят о том, что для ощутимого эффекта необходимы действенные меры именно в субъектах Российской Федерации.

Следует отметить, что при существующем состоянии бюджетного финансирования территориальных органов федеральных органов исполнительной власти добиться кардинального изменения положения дел в обеспечении безопасности жизнедеятельности субъекта Российской Федерации применением экстенсивных методов (например, путем количественного наращивания сил и средств силовых структур) крайне сложно.

В этих условиях наиболее целесообразными являются организационно-технические мероприятия, позволяющие повысить уровень безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга путем оптимизации использования имеющихся ресурсов и повышения эффективности управления ими.

Обеспечением безопасности на уровне субъектов Российской Федерации занимаются прежде всего территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, специализированные городские службы и частные охранные предприятия, коммерческие организации технического обеспечения безопасности. Перечисленные структуры на сегодняшний день не имеют централизованного управления, слабо взаимодействуют друг с другом и, как следствие, неэффективно используют свои ресурсы и технический потенциал. Кроме того, практически отсутствуют действенные механизмы взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, имеет место неэффективное использование бюджетных средств Санкт-Петербурга по многочисленным, слабо увязанным между собой федеральным и региональным программам.

Вследствие разобщенности структур, решающих задачи безопасности жизнедеятельности в Санкт-Петербурге, инвестиции на их техническое оснащение тратятся на создание изолированных систем, слабо увязанных по задачам и протоколам информационного взаимодействия и требующих чрезмерных затрат на разработку, внедрение и содержание.

Таким образом, решение насущных задач обеспечения безопасности жизнедеятельности требует комплексных организационно-технических мероприятий на уровне субъекта Российской Федерации.

Первым и наиболее очевидным мероприятием, которое позволило бы повысить эффективность функционирования исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, является организационное и техническое объединение их ресурсов (в первую очередь - технологических и информационных).

Централизованное управление ресурсами позволит оптимизировать их распределение при обеспечении безопасности жизнедеятельности всех групп и слоев населения и городских объектов, что практически эквивалентно созданию большого количества обособленных эффективных систем, но менее затратно по финансированию.

Задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности, как правило, решаются в условиях жесткого дефицита времени. Ограниченность временных и материально-технических ресурсов и возможностей человека при больших масштабах и скорости развития чрезвычайных ситуаций влияют на адекватность и достоверность информации, используемой при принятии решений, а также на оперативность принятия этих решений. Эти аспекты обуславливают необходимость использования для решения задач безопасности современных технологий автоматизированного сбора, обработки, анализа и визуализации информации. В наши дни становится очевидным, что для эффективного управления сложными территориально распределенными объектами (город, производственное предприятие или коммерческая компания), повышения их среднесрочной и долгосрочной стабильности, снижения нагрузки на первых лиц необходимо применять информационные системы и автоматизированные системы управления, реализующие последние достижения управленческой науки.

Таким образом, вторым мероприятием, направленным на повышение эффективности обеспечения безопасности жизнедеятельности, является внедрение в процессы управления новейших информационных и телекоммуникационных технологий.

В результате выполнения первого и второго мероприятий возникнет реальная возможность создания интегрированного технологического и информационного ресурса общего пользования для исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге и других организаций, участвующих в обеспечении безопасности Санкт-Петербурга, который и ляжет в основу АИС ОБЖ.