В современных условиях, характеризующихся снижением уровня военной опасности, угрозы техногенного, природного, криминогенного и террористического характера до сих пор представляют реальную опасность для населения регионов и развития государства в целом.
Характерной особенностью крупных мегаполисов, к числу которых относится и Санкт-Петербург, является большая плотность проживающего населения, концентрация культурных и материальных ценностей, наличие значительного количества потенциально опасных объектов. Это определяет высокую вероятность возникновения и тяжесть возможных последствий чрезвычайных ситуаций различного характера, повышенную опасность для жизни и здоровья населения.
Сложившаяся в данной области ситуация характеризуется следующими факторами, оказывающими существенное влияние на управленческие процессы в городском хозяйстве и на социальное и финансовое состояние Санкт-Петербурга:
возрастание угроз техногенного характера вследствие морального и физического старения объектов промышленной инфраструктуры, гидротехнического и жилищно-коммунального комплексов;
высокий уровень аварийности транспорта (ежегодно в стране на газо-, нефте- и продуктопроводах происходит около 50 тыс. аварий, а количество дорожно-транспортных происшествий доходит до 200 тыс.);
возрастание ущерба и числа погибших от пожаров (в 2004 году только на территории Северо-Западного федерального округа произошло более 26 тыс. пожаров, погибло около 2 тыс. человек. Средние потери, приходящиеся на один пожар, выросли до 320 тыс.руб.);
рост количества и масштабности последствий природных катаклизмов (лесных пожаров, наводнений и т.п.);
возрастание рисков при перевозке опасных грузов и усиление угроз химического, биологического и радиационного воздействия, напряженная санитарно-эпидемиологическая и санитарно-гигиеническая обстановка;
возникновение возможностей нарушения информационных ресурсов, систем и структур, разрушение их или искажение работы и содержания через специальные средства воздействия;
создание и провоцирование социальной, межнациональной, религиозной напряженности, возможность манипулирования массовым сознанием с использованием информационно-психологического воздействия;
нарастание угроз террористических проявлений.
В целом сумма материального ущерба от чрезвычайных ситуаций только на территории Северо-Западного региона в 2004 году составила 861 млн.руб., что на 73 процента больше, чем в 2003 году.
Подводя итог анализа состояния безопасности жизнедеятельности в регионе и, в частности, в Санкт-Петербурге, следует отметить, что при существующих тенденциях отсутствие кардинальных решений в этой области может привести к целому перечню катастрофических последствий, в том числе к:
авариям и катастрофам регионального масштаба;
гибели и физическому травмированию людей;
разрушению и заражению среды обитания;
нарушению системы обеспечения жизнедеятельности Санкт-Петербурга;
крупномасштабному уничтожению национальных ресурсов (природных, сельскохозяйственных, продовольственных, производственных, информационных);
нанесению крупного экономического ущерба государственным и частным предприятиям и организациям, физическим лицам;
массовым нарушениям правопорядка.
В этой связи обеспечение безопасности жизнедеятельности и объектов инфраструктуры, формирование, поддержание и развитие среды жизнедеятельности, соблюдение жизненно важных интересов личности, общества и государства, недопущение, предупреждение и оперативная ликвидация чрезвычайных ситуаций являются приоритетными направлениями деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге.