Действующий

О Концепции Автоматизированной информационной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга (с изменениями на 12 мая 2012 года)

3.2. Анализ объекта автоматизации АИС ОБЖ

Качество управленческих решений, оперативность их принятия во многом зависят от актуальности, достоверности и полноты информации об объектах управления и контролируемых объектах.

Этот аспект обуславливает необходимость использования в системе управления обеспечением безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга современных технологий автоматизации процессов информационной поддержки принятия решений. Таким образом, объектом автоматизации АИС ОБЖ являются процессы сбора, обработки, хранения, анализа, представления и визуализации информации.

Для выявления существенных сторон объекта автоматизации АИС ОБЖ, которые подлежат обязательному учету при формировании требований к функциональности, составу и структуре АИС ОБЖ, необходимо определение места объекта автоматизации в системе управления обеспечением безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга.

Структурная схема процесса автоматизации АИС ОБЖ Санкт-Петербурга отображена на рис.1.



Управляющим объектом является совокупность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, руководство предприятий, учреждений и их структурных подразделений, дежурные и диспетчерские службы. Под объектами управления понимается совокупность контролируемых объектов, в качестве которых могут выступать население, все значимые объекты инфраструктуры Санкт-Петербурга, окружающей среды, хозяйственной и экономической деятельности, а также силы и средства, задействованные в обеспечении безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга.

Процессы информационной поддержки принятия решений отображены на рис.2

Исходной информацией, необходимой для принятия управленческих решений в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга, являются:

достоверные данные о текущем состоянии (местоположении) объектов управления;

критические значения параметров, характеризующих состояние объектов управления;

архивные данные об объектах управления;

прогнозная информация о тенденциях и перспективах изменений состояния объектов и процессов, полученная по результатам обработки архивных данных с использованием математических моделей;

эталонные данные информационных систем (карты, кадастры, регистры, реестры и т.д.);

данные других информационных систем.

В условиях отсутствия автоматизации процесс сбора информации об объектах является трудоемким и продолжительным. Как правило, информация передается по телефонным (радиотелефонным) каналам, каналам передачи телеметрической информации либо с использованием бумажных носителей. При этом на достоверность информации существенно влияет субъективный фактор, а ее актуальность по окончании сбора может утрачиваться.

Процесс контроля над объектами заключается в сравнении результатов наблюдения (текущих или архивных) с некоторыми критериями, на основании которого вырабатывается заключение о нормальном или критическом состоянии объекта.

В ряде случаев необходимо прогнозировать изменение состояния объекта (процесса) во времени. Решение этой задачи возможно при наличии соответствующего методологического и математического обеспечения, моделирующего процессы, и, как правило, требует использования больших массивов текущей и архивной информации.

Одним из факторов, влияющих на оперативность и качество принимаемых решений, является форма представления информации. Очевидно, что для выработки решений на основе массивов разнотипных количественных и качественных значений показателей необходимо гораздо больше времени, чем в том случае, когда результаты представлены в виде диаграмм, графиков, отражающих существенные стороны процессов. Однако на подготовку данных к представлению также необходимы временные ресурсы.

Существенной особенностью АИС ОБЖ является сложная иерархическая структура управляющего объекта, отдельные элементы которого взаимодействуют между собой как в ходе повседневной деятельности, так и при ликвидации чрезвычайной ситуации. В настоящий момент отсутствует однозначное разграничение полномочий между ними, уровень взаимодействия и координации недостаточен. Перечисленные факторы снижают эффективность принимаемых решений, приводят к неоправданному увеличению времени их принятия.

Таким образом, анализ информационных процессов показывает, что необходима их комплексная автоматизация. Только в этом случае лицу, принимающему решение, будет представлена оперативная, актуальная, достоверная и полная информация в удобном для него виде, обеспечена возможность оперативного управления действиями подчиненных сил и средств в масштабе времени, соответствующем сложившийся обстановке.