Об утверждении Методических рекомендаций
по формированию тарифов (цен) на платные услуги,
оказываемые государственными учреждениями Санкт-Петербурга
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга
от 18 марта 2011 года N 258-р
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктами 1.2, 3.1, 3.51 Положения о Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.02.2004 N 177, и в целях реализации пункта 14 Плана организационных мероприятий по упорядочению государственного регулирования тарифов (цен) в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.09.2004 N 1474 "О совершенствовании тарифной политики Санкт-Петербурга":
1. Утвердить Методические рекомендации по формированию тарифов (цен) на платные услуги, оказываемые государственными учреждениями Санкт-Петербурга, согласно приложению.
2. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета Голоулину Е.В.
Исполняющий обязанности
председателя Комитета
Ю.Е.Раков
Методические рекомендации
по формированию тарифов (цен) на платные услуги,
оказываемые государственными учреждениями Санкт-Петербурга
1.1. Методические рекомендации по формированию тарифов (цен) на платные услуги, оказываемые государственными учреждениями Санкт-Петербурга (далее - Методические рекомендации), разработаны в соответствии с пунктами 1.2, 3.1, 3.51 Положения о Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.02.2004 N 177, и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.09.2004 N 1474 "О совершенствовании тарифной политики Санкт-Петербурга" в целях установления единого подхода исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга к формированию государственными учреждениями Санкт-Петербурга, деятельность которых финансируется из бюджета Санкт-Петербурга и целевых бюджетных фондов Санкт-Петербурга на основе сметы расходов и доходов (далее - учреждение), тарифов (цен) на платные услуги, оказываемые учреждениями.
1.2. Настоящие Методические рекомендации определяют экономические основы формирования стоимости платных услуг, оказываемых учреждениями.
1.3. Целями единого подхода исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и учреждений к формированию тарифов (цен) на платные услуги, оказываемые учреждениями, являются:
обеспечение окупаемости расходов на услуги, которые предполагается оказать в планируемый период времени;
обеспечение защиты интересов потребителей услуг от недобросовестного повышения тарифов (цен);
получение необходимой прибыли в размере, соответствующем потребностям в средствах на развитие материальной базы, на выполнение планов капитальных вложений и других обоснованных расходов, необеспеченных средствами бюджета Санкт-Петербурга и иными источниками финансирования.
В настоящих Методических рекомендациях используются следующие понятия:
учреждение - организация, созданная органами исполнительной власти Санкт-Петербурга для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из бюджета Санкт-Петербурга и целевых бюджетных фондов Санкт-Петербурга на основе сметы доходов и расходов;
платная услуга - оказываемый учреждениями на возмездной основе по желанию потребителя специфический продукт труда, который не приобретает вещной формы, и потребительская стоимость которого заключается в полезном эффекте живого труда;
издержки производства услуг - стоимостное выражение произведенных затрат текущего периода;
затраты - денежная оценка всех ресурсов, израсходованных учреждением для оказания услуги;
себестоимость - сумма издержек учреждения, отнесенные к определенной услуге;
точка безубыточности - уровень объема продаж, который определяется условием равенства полных расходов учреждения общей сумме доходов. При этом в состав доходов учреждения должны быть включены поступления из бюджета Санкт-Петербурга и целевых бюджетных фондов Санкт-Петербурга, получаемые от деятельности учреждения;
метод определения целевой прибыли - метод ценообразования, при котором цена устанавливается на уровне, позволяющем покрыть издержки и затраты учреждения на оказание услуги (получить целевую прибыль);
полные затраты - совокупность прямых и косвенных затрат учреждения;
прямые затраты - затраты учреждения, которые не могут возникнуть иначе, как в связи с оказанием определенной единицы калькулируемой услуги. К прямым затратам учреждения относят заработную плату работников, затраты на приобретение расходных материалов, запасных частей и других материальных ценностей, используемых непосредственно для производства определенной услуги;
косвенные затраты - затраты учреждения, которые невозможно прямо включить в себестоимость определенной услуги учреждения, вследствие чего они распределяются между всеми услугами.
3.1. Тарифы (цены) на платные услуги устанавливаются едиными для всех групп потребителей, за исключением случаев, когда законом или иными правовыми актами предусматривается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
3.2. Учреждения доводят до сведения потребителей информацию об утвержденных тарифах (ценах), разместив ее в Реестре тарифов (цен) Санкт-Петербурга.
3.3. Расчетным периодом для формирования тарифов (цен) является календарный год.
3.4. Методом ценообразования для учреждений различных отраслей городского хозяйства является комбинированный метод на основе издержек и определения целевой прибыли с расчетом точки безубыточности.
Метод ценообразования на основе издержек принимает в качестве отправной точки фактические затраты учреждения, связанные с оказанием услуги. Метод определения целевой прибыли дает возможность получения прибыли за счет достижения выгодного для учреждения соотношения ценность/затраты.
При установлении тарифов (цен) следует рассматривать различные варианты их формирования, влияние тарифов (цен) на объем реализации, необходимый для преодоления уровня безубыточности и получения целевой прибыли, а также анализировать вероятность достижения указанного при каждой возможной цене услуги.
3.5. При определении издержек используется метод учета полных затрат с разделением их на прямые и косвенные.
3.6. При калькулировании себестоимости услуг учет полных затрат осуществляется на основе действующих нормативов, утвержденных в установленном порядке.
3.7. Расходы, включаемые в себестоимость платных услуг учреждения, определяются в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации".
3.8. Расчет стоимости платных услуг учреждения производится за единицу оказанных услуг по калькуляционным статьям расходов в соответствии с картой технологии процесса (технологического регламента, технического задания и т.п.).
3.9. Основными калькуляционными статьями себестоимости услуг являются:
Калькуляционные статьи по видам расходов
N п/п | Статья затрат | Виды расходов |
1 | Основная заработная плата | Прямые |
2 | Дополнительная заработная плата | Прямые |
3 | Отчисления на социальные нужды | Прямые |
4 | Основные материалы | Прямые |
5 | Комплектующие изделия | Прямые |
6 | Транспортные расходы | Косвенные |
7 | Коммунальные платежи | Косвенные |
8 | Горюче-смазочные материалы | Косвенные |
9 | Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования | Косвенные |
10 | Амортизационные отчисления | Косвенные |
11 | Общехозяйственные расходы | Косвенные |
12 | Прочие расходы | Косвенные |
Затраты по калькуляционным статьям расходов составляют себестоимость платной услуги, выполняемой в конкретном учреждении.
При калькулировании полной себестоимости используется метод косвенного распределения затрат учреждения. Если в силу специфики технологического процесса услуги невозможно или нецелесообразно учесть отдельные (по экономической сути) прямые затраты учреждения, то они должны быть распределены между объектами калькулирования косвенным методом.
В общем виде схема косвенного распределения затрат учреждения следующая:
выбирается объект, на который распределяются затраты учреждения (услуга, продукт, группа продуктов, место возникновения затрат);
выбирается база распределения затрат - показатель, с использованием которого производится распределение затрат учреждения;
рассчитывается коэффициент (ставка) распределения путем деления величины распределяемых косвенных затрат учреждения на величину выбранной базы распределения;
определяется величина приходящейся на каждый объект величины косвенных затрат учреждения путем умножения рассчитанной величины (ставки) распределения затрат на соответствующую данному объекту величину базы распределения.
На основании ставки распределения распределяемые затраты учреждения начисляются на конкретные виды продукции.
Для установления разных видов расходов могут применяться различные базы распределения.
Определение затрат учреждения по статьям калькуляции осуществляется в следующем порядке:
3.9.1. Основная заработная плата.
К данной статье относят затраты на оплату труда работников, оказывающих услуги, в соответствии с тарифными ставками оплаты труда работников бюджетной сферы, пропорционально затрачиваемому времени на производство услуги:
,
где: - затраты на основную заработную плату на единицу услуги;
- i-я операция;
- общее число операций при оказании услуги;
- трудоемкость операции, определяется на основании действующих нормативов, а при отсутствии таковых - путем определения затрат труда, рабочего времени на ту или иную операцию;
- затраты на оплату труда работников, выполняющих операцию, рассчитываемые на основании тарифных ставок оплаты труда работников бюджетной сферы на единицу времени (час).
3.9.2. Дополнительная заработная плата.
К дополнительной заработной плате относятся выплаты, предусмотренные законодательством о труде или коллективными договорами (в том числе и стимулирующие надбавки), за очередные, дополнительные и не использованные отпуска, за работу в ночное время и праздничные дни, премии, надбавки за сложность, напряженность. Дополнительная заработная плата рассчитывается как отношение суммы дополнительной заработной платы работников за предыдущий год к сумме их основной заработной платы, умноженное на сумму затрат на основную заработную плату на услугу, определенную в соответствии с пунктом 3.9.1 настоящих Методических рекомендаций.
,
где: - затраты на дополнительную заработную плату в себестоимости услуги;