1. При освоении новых площадок, подлежащих застройке, предусмотреть комплекс мер по инженерной подготовке территории, который включает:
- защиту низменных территорий от затопления при возникновении морских нагонных наводнений;
- локальную защиту от затопления территорий, находящихся за пределами защитных сооружений и по берегам р.Невы, выше по течению от моста Петра Великого (Невский и Красногвардейский районы), где проявляются речные зажорные наводнения;
- защиту территорий от неблагоприятных последствий карстовых процессов, развивающихся на Ижорском плато южной части города;
- вертикальную планировку территории, включающую организацию рельефа и создание рациональных отметок поверхности; при этом, в соответствии с ТСН 30-305-2002 (Градостроительство. Реконструкция и застройка нецентральных районов СПб) следует учитывать следующие расчетные горизонты высоких вод при наводнениях: для 1% обеспеченности - +345 см БС в естественных условиях и +190 см БС при наличии защитных сооружений; для 10% обеспеченности - + 238 см БС в естественных условиях и 153 см БС при наличии защитных сооружений;
- обеспечение строительными грунтами, пригодными для вертикальной планировки территории, производства обратных засыпок, подсыпок территории для поднятия ее поверхности, замены или пригрузки торфа или другого некачественного грунта;
- подготовку к освоению под застройку низменных и заболоченных территорий;
- образование новых территорий путем намыва или сухой подсыпки грунта;
- регулирование уровней и стока грунтовых вод в период освоения под застройку за счет строительства на отдельных участках, защищаемых от подтопления, дренажей закрытого типа для перехвата и отведения грунтовых вод в период эксплуатации застройки;
- подсыпка территории при проявлении местных напоров грунтовых вод;
- проведение специальных мероприятий по отводу транзитного стока при освоении территорий, прилегающих к Коломяжскому уступу, Парголовской и Юкковской возвышенностям и другим геоморфологическим элементам;
- водопонижение в связи с повсеместным близповерхностным залеганием грунтовых вод в условиях низких фильтрационных свойств грунтов целесообразно лишь на локальных участках при соответствующем обосновании;
- очистку и благоустройство водотоков и водоемов и прилегающих к ним прибрежных зон;
- дноуглубление и очистка Орловского карьера, Шуваловского карьера, водохранилища на р.Каменке;
- в соответствии с Адресным планом дноуглубительных работ на реках и каналах СПб на 2004-2007 годы - дноуглубление Кронверкского канала, р.Карповки, Большого канала на Каменном острове, рек.Смоленка, Большая Охта, Волковка, Монастырка, Шкиперский проток и Галерная гавань;
- обводнение оз.Долгого с организацией и благоустройством прилегающей территории;
- очистку русел рек Кикенка, Стрелка и Орловского пруда с целью улучшения качества гидрологической системы Государственного комплекса "Дворец конгрессов";
- обеспечение расхода реки Старожиловки, подпитывающей Суздальские озера;
- восстановление гидротехнических сооружений на водных объектах города: Сестрорецкий разлив, Охтинское водохранилище, Дудергофские озера, рек Каменка, Малая и Большая Ижорка;
- защиту от разрушения берегов путем устройства набережных и других берегоукрепительных сооружений;
- организацию отвода, приема и пропуска поверхностного и паводкового стока, регулирования положения и стока водотоков, обеспечения водообмена в водоемах;
- подготовку к освоению под застройку территорий бывших городских свалок, отвалов кембрийских глин, гидрозолоотвалов ТЭЦ, торфоразработок и др.
2. При реконструкции и новом строительстве в историческом центре города для обеспечения безопасности застройки необходимо обеспечить создание системы объектного мониторинга и принимать во внимание:
- снижение несущей способности грунтов в основании зданий во времени за счет их преобразования под воздействием негативных техногенных факторов;
- агрессивность подземных вод и грунтов в пределах контура размещения архитектурно-исторических памятников, которая возникает за счет их загрязнения, а также влияния "блуждающих токов" от движения наземного транспорта (трамваев, троллейбусов), способствующих развитию коррозии подземных металлических конструкций;
- колебание уровня грунтовых вод и варьирование пьезометрической поверхности напорных вод, определяющие их механическое воздействие на подземную часть сооружения и изменение глубины зоны агрессивного влияния подземной гидросферы;
- развитие природно-техногенной биохимической газогенерации в основании зданий и сооружений;
- влияние вибрационных воздействий наземного и подземного транспорта на возникновение и развитие дополнительной деформации за счет тиксотропии грунтов в основании зданий и сооружений.