К позитивным изменениям в сфере образования можно отнести следующие:
возникла вариативная система образовательных учреждений (гимназии, лицеи, "специализированные" школы, школы для детей с отклонениями в развитии и т.п.), направленная на удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей;
развивается сеть экспериментальных площадок, школ-лабораторий, инновационных центров;
сложилась система взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования;
создана система обеспечения учебниками и учебными пособиями государственных образовательных учреждений в соответствии с реализуемыми образовательными программами;
развивается информатизация образования, разрабатываются интерактивные технологии;
создана сеть негосударственных образовательных учреждений;
функционирует система лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических кадров;
сформирована общегородская система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
К особенностям петербургской системы образования следует отнести:
разработку программ, обеспечивающих приобщение учащихся к истории и культуре Санкт-Петербурга;
развитие личностно-ориентированного образования;
повышение уровня общественной поддержки образовательных учреждений.
Вместе с тем следует отметить ряд негативных тенденций, сложившихся за последнее десятилетие в системе образования Санкт-Петербурга:
общеобразовательная школа не обеспечивает современного качества подготовки в коммуникативной сфере, в социально-экономической области и информационных технологиях; организация образовательного процесса не всегда способствует укреплению здоровья учащихся;
образование в недостаточной мере реализует воспитательную функцию в условиях новой социально-экономической реальности, функцию психологической поддержки учащихся, слабо формирует толерантность, способность к осознанному выбору здорового образа жизни, сопротивлению наркотикам и другим вредным привычкам; недостаточна социальная активность учащихся; внушительны размеры детской и подростковой преступности;
недостаточная связь учреждений начального профессионального образования с потребностями развивающегося рынка труда; содержание профессионального образования в значительной степени не соответствует задачам обеспечения конкурентоспособности подготавливаемых кадров;
недостаточное количество образовательных учреждений, перешедших на финансово-хозяйственную самостоятельность;
дефицит педагогических кадров и старение учительства;
недостаточный уровень профессиональной управленческой подготовки в системе образования, прежде всего в экономической, юридической, психологической, коммуникативной областях;
несформированность единой информационной сети в системе управления образованием;
несоответствие современным требованиям материально-технической оснащенности образовательных учреждений.