Действующий

О Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга "Петербургская школа 2005-2010 гг." (с изменениями на 7 мая 2010 года)

2.3. Достижения и нерешенные проблемы системы образования Санкт-Петербурга

К позитивным изменениям в сфере образования можно отнести следующие:

возникла вариативная система образовательных учреждений (гимназии, лицеи, "специализированные" школы, школы для детей с отклонениями в развитии и т.п.), направленная на удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей;

развивается сеть экспериментальных площадок, школ-лабораторий, инновационных центров;

сложилась система взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования;

создана система обеспечения учебниками и учебными пособиями государственных образовательных учреждений в соответствии с реализуемыми образовательными программами;

развивается информатизация образования, разрабатываются интерактивные технологии;

создана сеть негосударственных образовательных учреждений;

функционирует система лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических кадров;

сформирована общегородская система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

К особенностям петербургской системы образования следует отнести:

разработку программ, обеспечивающих приобщение учащихся к истории и культуре Санкт-Петербурга;

развитие личностно-ориентированного образования;

повышение уровня общественной поддержки образовательных учреждений.

Вместе с тем следует отметить ряд негативных тенденций, сложившихся за последнее десятилетие в системе образования Санкт-Петербурга:

общеобразовательная школа не обеспечивает современного качества подготовки в коммуникативной сфере, в социально-экономической области и информационных технологиях; организация образовательного процесса не всегда способствует укреплению здоровья учащихся;

образование в недостаточной мере реализует воспитательную функцию в условиях новой социально-экономической реальности, функцию психологической поддержки учащихся, слабо формирует толерантность, способность к осознанному выбору здорового образа жизни, сопротивлению наркотикам и другим вредным привычкам; недостаточна социальная активность учащихся; внушительны размеры детской и подростковой преступности;

недостаточная связь учреждений начального профессионального образования с потребностями развивающегося рынка труда; содержание профессионального образования в значительной степени не соответствует задачам обеспечения конкурентоспособности подготавливаемых кадров;

недостаточное количество образовательных учреждений, перешедших на финансово-хозяйственную самостоятельность;

дефицит педагогических кадров и старение учительства;

недостаточный уровень профессиональной управленческой подготовки в системе образования, прежде всего в экономической, юридической, психологической, коммуникативной областях;

несформированность единой информационной сети в системе управления образованием;

несоответствие современным требованиям материально-технической оснащенности образовательных учреждений.