Одной из позитивных тенденций в образовании Санкт-Петербурга за прошедшее десятилетие, во многом обусловливающей направления и перспективы развития экономики Санкт-Петербурга, является сохранение эффективной системы централизованного управления отраслью. Это позволило избежать распыления бюджетных средств в системе межбюджетных отношений, способствовало повышению эффективности их использования.
Целью планируемого этапа модернизации экономических отношений в образовательной отрасли является создание организационно-экономических условий для обеспечения финансовой самостоятельности образовательных учреждений Санкт-Петербурга.
В целом решение проблемы модернизации экономических отношений в системе общего образования включает в себя:
разработку механизма перехода на нормативное распределение бюджетных средств между учреждениями образования с учетом реализуемых ими образовательных программ;
разработку схем взаимодействия образовательных учреждений - бюджетополучателей с Управлением казначейства Комитета финансов Санкт-Петербурга по исполнению сметы доходов и расходов;
поэтапный перевод образовательных учреждений на нормативное финансирование;
структурную реорганизацию бухгалтерских служб с целью перевода их в статус юридических лиц;
отработку модели взаимодействия образовательных учреждений с бухгалтерскими службами на договорной основе;
стимулирование энергосберегающих технологий в образовательных учреждениях;
привлечение внебюджетных средств в систему образования (доходов от платных услуг, аренды, средств попечительских советов);
подготовку необходимой материальной базы (оборудование бухгалтерий в образовательных учреждениях);
подбор и обучение кадров для обеспечения деятельности учреждений образования в новых финансовых и экономических условиях.
К ожидаемым результатам обозначенных системных изменений относятся следующие:
финансовая самостоятельность образовательных учреждений;
повышение ответственности руководителя образовательного учреждения за принятие решения;
рациональное и эффективное использование бюджетных средств и финансовых расходов на уровне образовательного учреждения;
привлечение в систему образования дополнительных финансовых средств.
В целом предлагаемая система мероприятий будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности сферы образования Санкт-Петербурга.
В целях обеспечения системного перехода образовательных учреждений на работу в условиях финансовой самостоятельности на каждом этапе данного процесса следует компенсировать ряд рисков, которые могут снижать эффективность осуществляемых шагов:
рост психологической напряженности в отдельных педагогических коллективах образовательных учреждений;
свертывание индивидуальных и групповых форм работы в образовательных учреждениях в погоне за экономией средств;
вытеснение из образовательных учреждений специалистов, непосредственно не занятых педагогической деятельностью;
смещение акцента в работе руководителей образовательных учреждений с образовательной деятельности на финансово-хозяйственную.