Действующий

О Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга "Петербургская школа 2005-2010 гг." (с изменениями на 7 мая 2010 года)

4.4. Модернизация экономических отношений в системе образования

Одной из позитивных тенденций в образовании Санкт-Петербурга за прошедшее десятилетие, во многом обусловливающей направления и перспективы развития экономики Санкт-Петербурга, является сохранение эффективной системы централизованного управления отраслью. Это позволило избежать распыления бюджетных средств в системе межбюджетных отношений, способствовало повышению эффективности их использования.

Целью планируемого этапа модернизации экономических отношений в образовательной отрасли является создание организационно-экономических условий для обеспечения финансовой самостоятельности образовательных учреждений Санкт-Петербурга.

В целом решение проблемы модернизации экономических отношений в системе общего образования включает в себя:

разработку механизма перехода на нормативное распределение бюджетных средств между учреждениями образования с учетом реализуемых ими образовательных программ;

разработку схем взаимодействия образовательных учреждений - бюджетополучателей с Управлением казначейства Комитета финансов Санкт-Петербурга по исполнению сметы доходов и расходов;

поэтапный перевод образовательных учреждений на нормативное финансирование;

структурную реорганизацию бухгалтерских служб с целью перевода их в статус юридических лиц;

отработку модели взаимодействия образовательных учреждений с бухгалтерскими службами на договорной основе;

стимулирование энергосберегающих технологий в образовательных учреждениях;

привлечение внебюджетных средств в систему образования (доходов от платных услуг, аренды, средств попечительских советов);

подготовку необходимой материальной базы (оборудование бухгалтерий в образовательных учреждениях);

подбор и обучение кадров для обеспечения деятельности учреждений образования в новых финансовых и экономических условиях.

К ожидаемым результатам обозначенных системных изменений относятся следующие:

финансовая самостоятельность образовательных учреждений;

повышение ответственности руководителя образовательного учреждения за принятие решения;

рациональное и эффективное использование бюджетных средств и финансовых расходов на уровне образовательного учреждения;

привлечение в систему образования дополнительных финансовых средств.

В целом предлагаемая система мероприятий будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности сферы образования Санкт-Петербурга.

В целях обеспечения системного перехода образовательных учреждений на работу в условиях финансовой самостоятельности на каждом этапе данного процесса следует компенсировать ряд рисков, которые могут снижать эффективность осуществляемых шагов:

рост психологической напряженности в отдельных педагогических коллективах образовательных учреждений;

свертывание индивидуальных и групповых форм работы в образовательных учреждениях в погоне за экономией средств;

вытеснение из образовательных учреждений специалистов, непосредственно не занятых педагогической деятельностью;

смещение акцента в работе руководителей образовательных учреждений с образовательной деятельности на финансово-хозяйственную.