В управлении образованием Санкт-Петербурга используется программно-целевой метод (городские комплексные программы, целевые программы по различным направлениям деятельности, программы развития районных образовательных систем, образовательные программы образовательных учреждений). Сложилась практика межведомственного взаимодействия в целях построения единых технологий развития и социализации детей, обеспечения и сохранения их здоровья, создания безопасного пространства жизнедеятельности ребенка. Разграничение компетенции между Комитетом по образованию, администрациями районов Санкт-Петербурга, образовательными учреждениями Санкт-Петербурга способствует дальнейшему совершенствованию социообразовательного пространства районов Санкт-Петербурга.
В течение последних лет в Санкт-Петербурге складываются многоуровневые государственно-общественные формы управления образованием (Координационный совет по модернизации образования, Региональный экспертный совет и другие общественные советы на уровне Комитета по образованию, экспертные советы, советы развития на уровне органов управления образованием администраций районов Санкт-Петербурга).
Отрабатываются механизмы оценки эффективности управленческой деятельности и мониторинг развития различных сегментов образования.
Вместе с тем в настоящее время еще не созданы необходимые механизмы координации управленческой деятельности по вертикали и горизонтали; используются не все ресурсы межведомственного взаимодействия в решении проблем образования; медленно формируется общественная составляющая управленческих структур, в том числе попечительские, управляющие советы, советы родительской и ученической общественности; отсутствует единая информационная сеть: образовательное учреждение - орган управления образованием администраций районов Санкт-Петербурга - Комитет по образованию.
Задачи развития санкт-петербургского образования выдвигают новые требования к системе управления в плане усиления гибкости, динамичности, открытости, информационной и технологической оснащенности, нацеленности на обеспечение развития образования, его доступности, высокого качества и эффективности. В системе управления санкт-петербургским образованием на всех уровнях должна быть весомо представлена общественная составляющая.
Решение названных проблем может быть достигнуто при реализации следующих мероприятий:
разработка способов оптимизации системы управления образованием через переход образовательных учреждений на финансово-хозяйственную самостоятельность, отработку механизмов финансово-хозяйственной самостоятельности; развитие государственно-общественных форм управления образовательным учреждением (попечительские и управляющие советы, советы учреждений и др.); изменение функций органа управления образованием администраций районов Санкт-Петербурга; оптимизация сети государственных образовательных учреждений в целях удовлетворения запросов населения и потребностей городского хозяйства. Одной из моделей такой оптимизации является создание образовательных комплексов, которые позволят:
повысить качество образования, улучшить условия для обучения и воспитания детей за счет перераспределения учащихся из образовательных учреждений, не пользующихся авторитетом у населения, в общеобразовательные учреждения, востребованные жителями Санкт-Петербурга;
создать условия для развития образовательных учреждений, востребованных жителями Санкт-Петербурга, за счет перераспределения финансовых, материальных и кадровых ресурсов, эффективного использования помещений, учебного оборудования, в том числе компьютерных классов, учебных лабораторий, спортивных и актовых залов образовательных учреждений;
более полно удовлетворить запросы родителей учащихся на реализацию дополнительных образовательных программ и услуг;
расширить возможности организации внеурочной деятельности, занятости детей за счет рационального использования помещений и кадрового потенциала общеобразовательных учреждений;
создать условия для полноценной профессиональной деятельности квалифицированных педагогов, привлечь в образовательные учреждения молодых специалистов, увеличить оплату труда педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений;
укрепить кадровый состав руководителей образовательных учреждений Санкт-Петербурга, усилить их самостоятельность и ответственность.
В целях повышения качества системы образования представляется необходимым обновить процедуру и содержание аттестации образовательных учреждений и педагогических кадров в условиях модернизации образования.
Большое внимание планируется уделить информатизации системы управления образованием, а именно:
формированию единой информационной сети системы образования Санкт-Петербурга;
организации информационного обеспечения развития системы образования (средства массовой информации, Интернет). Необходимо организовать ежегодное издание справочника "Санкт-Петербург - детям";
развитию и внедрению единой информационной среды, обеспечивающей взаимодействие системы учащийся - учитель - родитель - администрация образовательного учреждения - общественность - орган управления образованием.
Для оптимизации взаимодействия в системе управления образованием следует провести экспертизы общественно-педагогических инициатив, координировать деятельность служб, осуществляющих функции контроля в системе образования.