Действующий


УСТАВНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 марта 2005 года N 129-П


По делу о проверке соответствия Уставу Санкт-Петербурга положений
пунктов 2 и 3 статьи 15 и положений статьи 17 Закона Санкт-Петербурга
от 24 мая 2000 года N 241-21 "Об Уставном суде Санкт-Петербурга"
по запросу депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Ю.П.Гладкова,
С.В.Гуляева, А.Г.Крамарева, В.Е.Мартыненко, К.Э.Сухенко



Уставный суд Санкт-Петербурга в составе председателя Уставного суда Санкт-Петербурга Н.М.Кропачева, судей О.В.Герасиной, В.Г.Ильинской, Л.В.Кулешовой, А.И.Осоцкого,

с участием представителей заявителя депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Ю.П.Гладкова и А.Г.Крамарева, представителя Губернатора Санкт-Петербурга С.В.Макарова, представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга О.И.Трусковой,

руководствуясь пунктом 1 статьи 50 Устава Санкт-Петербурга, статьями 30, 63, 72, 73, 74 и 75 Закона Санкт-Петербурга,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Уставу Санкт-Петербурга положений пунктов 2 и 3 статьи 15 и положений статьи 17 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга".

Поводом к рассмотрению дела явился запрос группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Ю.П.Гладкова, С.В.Гуляева, А.Г.Крамарева, В.Е.Мартыненко, К.Э.Сухенко о проверке соответствия Уставу Санкт-Петербурга положений пунктов 2 и 3 статьи 15, статьи 17 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга".

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу Санкт-Петербурга положения пунктов 2 и 3 статьи 15 и статьи 17 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга".

Заслушав сообщение судьи-докладчика Л.В.Кулешовой, объяснения представителей заявителя Ю.П.Гладкова и А.Г.Крамарева, выступления представителя Губернатора Санкт-Петербурга С.В.Макарова, представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга О.И.Трусковой; исследовав представленные документы и иные материалы дела, Уставный суд Санкт-Петербурга

установил:

1. 25 февраля 2005 года в Уставный суд Санкт-Петербурга поступил запрос группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Ю.П.Гладкова, С.В.Гуляева, А.Г.Крамарева, В.Е.Мартыненко, К.Э.Сухенко о проверке соответствия Уставу Санкт-Петербурга положений пунктов 2, 3 статьи 15 и положений статьи 17 Закона Санкт-Петербурга от 24 мая 2000 года N 241-21 "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт- Петербурга").

Согласно правовой позиции заявителя, выраженной в поступившем запросе, положения пунктов 2, 3 статьи 15 и статьи 17 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" не соответствуют Уставу Санкт-Петербурга, его статье 3 (пункту 1), статье 4 (пункту 1), статье 15, статье 16 (пункту 1), статье 66 и статье 68, поскольку необоснованно ограничивают гарантируемые Уставом Санкт-Петербурга конституционные права человека и гражданина на участие в осуществлении власти путем самостоятельного, вне зависимости от чьей-либо политической воли, участия в конкурсном отборе на государственную должность судьи Уставного суда Санкт-Петербурга. Кроме того, заявитель указывает, что отсутствие в Законе Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" правового механизма непосредственного самовыдвижения гражданина на должность судьи Уставного суда Санкт-Петербурга и наличие в оспариваемых положениях указанного Закона Санкт-Петербурга зависимости гражданина на этапе представления своей кандидатуры от субъективного усмотрения и политических пристрастий различных лиц, обладающих правом представлять кандидатов на должность судей Уставного суда Санкт-Петербурга, не обеспечивают самостоятельность и независимость Уставного суда Санкт-Петербурга как судебного органа государственной власти Санкт-Петербурга.

В судебном заседании представители заявителя Ю.П.Гладков и А.Г.Крамарев пояснили, кроме того, что, по их мнению, Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 24 мая 2000 года при принятии Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" не могло устанавливаться срока полномочий судей Уставного суда Санкт-Петербурга, поскольку в Законе Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации N 3132-1) не содержалось положений, позволяющих субъектам Российской Федерации ограничивать полномочия судей конституционных (уставных) судов Российской Федерации каким-либо сроком.

По мнению представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга О.И.Трусковой, положения пунктов 2 и 3 статьи 15 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" не соответствуют Уставу Санкт-Петербурга, поскольку нарушают право гражданина принимать участие в процедуре отбора на должность судьи Уставного суда Санкт-Петербурга. Вместе с тем представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга полагает, что положения статьи 17 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" не противоречат Уставу Санкт-Петербурга, поскольку Уставом Санкт-Петербурга данный вопрос не регулируется. Кроме того, представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга отметила, что в соответствии с положениями пункта 4 статьи 11 Закона Российской Федерации N 3132-1 срок полномочий судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Таким образом, устанавливая срок полномочий для судей Уставного суда Санкт-Петербурга, Законодательное Собрание Санкт-Петербурга действовало в пределах своей компетенции.

Из позиции представителя Губернатора Санкт-Петербурга С.В.Макарова следует, что доводы заявителя не являются обоснованными и правовыми. По мнению представителя Губернатора Санкт-Петербурга, в Законе Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" содержится достаточно правовых гарантий, обеспечивающих независимость судей Уставного суда Санкт-Петербурга при осуществлении правосудия. Кроме того, представителем Губернатора Санкт-Петербурга было отмечено, что, по его мнению, Уставный суд Санкт-Петербурга должен воздержаться в данном деле от вынесения решения по существу, поскольку вынесение решения по данному делу судьями Уставного суда Санкт-Петербурга затрагивает элементы статуса судей, что может вызвать сомнения в их беспристрастности.

Уставный суд Санкт-Петербурга считает, что доводы представителя Губернатора Санкт-Петербурга не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям. Компетенция Уставного суда Санкт-Петербурга носит исключительный характер; решения Уставного суда Санкт-Петербурга являются окончательными и не подлежат пересмотру иными органами. Деятельность Уставного суда Санкт-Петербурга направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина. Следовательно, предложение Уставному суду Санкт-Петербурга фактически отказаться от рассмотрения дела может повлечь исключение самой возможности осуществления правосудия и защиты прав граждан. Кроме того, Закон Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" не обладает по отношению к другим законам Санкт-Петербурга исключительным статусом и не может находиться вне нормоконтроля со стороны Уставного суда Санкт-Петербурга. Следовательно, у Уставного суда Санкт-Петербурга отсутствуют правовые основания для отказа в рассмотрении данного дела.

Таким образом, обнаруживается неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу Санкт-Петербурга положения пунктов 2 и 3 статьи 15 и положения статьи 17 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга".

Согласно положениям пунктов 1 и 2 статьи 63 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" Уставный суд Санкт-Петербурга принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. Уставный суд Санкт-Петербурга принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным или иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.

2. В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации судоустройство относится к ведению Российской Федерации (пункт "о" статьи 71); судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (часть 3 статьи 118). Согласно положениям Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ) конституционные (уставные) суды относятся к числу судов субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации (часть 2 и часть 4 статьи 4). Закон Российской Федерации N 3132-1 устанавливает в том числе особенности правового положения отдельных категорий судей, включая судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

При оценке оспариваемых положений Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" Уставный суд Санкт-Петербурга учитывает положения федерального законодательства, закрепляющие единый статус судей в Российской Федерации, как действовавшие на момент принятия Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", так и действующие в настоящее время.

На момент принятия Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", то есть на 24 мая 2000 года, Закон Российской Федерации N 3132-1 действовал в редакции Федерального закона от 21 июня 1995 года N 91-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Так, согласно положениям статьи 11 указанного Закона Российской Федерации полномочия судьи в Российской Федерации не были ограничены определенным сроком, кроме случаев избрания мировых судей, а также судей районных (городских) народных судов, судей военных судов гарнизонов (армий, флотилий, соединений), назначаемых на должность впервые. Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 169-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" были внесены изменения в статью 11 Закона Российской Федерации N 3132-1. Согласно положениям пункта 4 статьи 11 Закона Российской Федерации N 3132-1 в редакции указанного закона полномочия судьи в Российской Федерации не ограничены определенным сроком, за исключением случаев, предусмотренных федеральными конституционными законами и Законом Российской Федерации N 3132-1 (пункт 1); срок полномочий судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4).

Таким образом, на момент принятия Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", то есть на 24 мая 2000 года, в Законе Российской Федерации N 3132-1 не содержалось положений, в которых указывалось бы на то, что срок полномочий судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3. В соответствии с положениями части 2 статьи 11, пункта "н" части 1 статьи 72, части 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации субъект Российской Федерации самостоятельно устанавливает систему органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации системы органов государственной власти, установленными федеральными законами.

В положениях Устава Санкт-Петербурга установлено, что образование законодательного, исполнительных и судебных органов государственной власти Санкт-Петербурга находится в ведении Санкт-Петербурга (подпункт 2 пункта 1 статьи 12 Устава Санкт-Петербурга). Согласно положениям пункта 1 статьи 16 Устава Санкт-Петербурга систему органов государственной власти Санкт-Петербурга образуют: высший и единственный законодательный орган государственной власти Санкт-Петербурга - Законодательное Собрание Санкт-Петербурга; Правительство Санкт-Петербурга - высший исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, возглавляемый высшим должностным лицом Санкт-Петербурга - Губернатором Санкт-Петербурга, и возглавляемые Правительством Санкт-Петербурга иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, составляющие систему исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга - Администрацию Санкт-Петербурга; судебные органы государственной власти - Уставный суд Санкт-Петербурга, мировые судьи. При этом в соответствии с положениями пунктов 2 и 3 статьи 49 Устава Санкт-Петербурга Уставный суд Санкт-Петербурга относится к судам Санкт-Петербурга и является составной частью судебной системы Российской Федерации.

Из указанных положений, определяющих место Уставного суда Санкт-Петербурга в судебной системе Российской Федерации и в системе органов государственной власти Санкт-Петербурга, следует, что Уставный суд Санкт-Петербурга является частью судебной системы Российской Федерации и вместе с тем как судебный орган государственной власти Санкт-Петербурга входит в систему органов государственной власти Санкт-Петербурга.

В целях обеспечения системы сдержек и противовесов, а также баланса между ветвями власти в Конституции Российской Федерации закрепляются принципы организации государственной власти. Так, согласно положениям статьи 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Устав Санкт-Петербурга в числе общих принципов организации государственной власти Санкт-Петербурга также предусматривает разделение государственной власти Санкт-Петербурга на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти в пределах своих полномочий (третий и четвертый абзацы статьи 15).

Из вышеизложенного следует, что применительно к организации деятельности Уставного суда Санкт-Петербурга реализация общих принципов организации государственной власти Санкт-Петербурга обусловливает принятие таких нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, регулирующих порядок создания, организации и деятельности Уставного суда Санкт-Петербурга как органа государственной власти Санкт-Петербурга, которые обеспечивают его самостоятельность как органа государственной власти Санкт-Петербурга. Из изложенного следует, что законы Санкт-Петербурга должны содержать гарантии самостоятельности и независимости судей Уставного суда Санкт-Петербурга.

3.1. Согласно положениям Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2); в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 17); государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (часть 1 статьи 45); правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (часть 1 статьи 118). При этом в соответствии с положениями Устава Санкт-Петербурга в Санкт-Петербурге признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 3); защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и Санкт-Петербурга (подпункт 2 пункта 1 статьи 11).

Следовательно, смысл организации деятельности органов государственной власти, включая организацию деятельности Уставного суда Санкт-Петербурга, заключается в том, чтобы законодательно обеспечить такой порядок их создания и деятельности, который позволяет органам государственной власти Санкт-Петербурга обеспечивать права и свободы граждан.

Таким образом, организация деятельности Уставного суда Санкт-Петербурга должна обеспечивать право жителей Санкт-Петербурга на судебную защиту путем создания независимого суда. При этом независимость суда обеспечивается, в том числе и прежде всего, независимостью судей. Условиями, обеспечивающими такую независимость являются: соответствующий порядок назначения судей Уставного суда Санкт-Петербурга, определенная продолжительность срока полномочий судей Уставного суда Санкт-Петербурга, иные гарантии независимости деятельности судей Уставного суда Санкт-Петербурга, включая материальное обеспечение и меры социальной защиты.

Согласно положениям статьи 14 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" судьей Уставного суда Санкт-Петербурга может быть назначен гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, установленным Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. В соответствии с положениями Закона Российской Федерации N 3132-1 судьей может быть назначен гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, необходимый стаж работы по юридической профессии (на должностях, требующих юридического образования) и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи (пункт 1 статьи 4, статья 4.1). Необходимым условием назначения на должность судьи является сдача квалификационного экзамена и положительное заключение соответствующей квалификационной коллегии судей (пункты 3-6 статьи 5, пункт 6 статьи 6 Закона Российской Федерации N 3132-1).

В соответствии с положениями пунктов 1, 2 и 4 статьи 15 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" судьи Уставного суда Санкт-Петербурга назначаются Законодательным Собранием Санкт-Петербурга; представления на кандидатов на должности судей Уставного суда Санкт-Петербурга направляются в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга в течение месяца со дня открытия вакансии Губернатором Санкт-Петербурга, группами депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в составе не менее семи депутатов и Советом судей Санкт-Петербурга. При этом согласно положениям пункта 3 статьи 15 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" одно и то же лицо может выдвигаться на должность судьи Уставного суда Санкт-Петербурга только от одной группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, или только Губернатором Санкт-Петербурга, или только Советом судей Санкт-Петербурга.

Согласно положениям пунктов 8 и 9 статьи 15 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" по вопросу о назначении на должности судей Уставного суда Санкт-Петербурга проводится тайное голосование бюллетенями в один тур; назначенными на должности судей Уставного суда Санкт-Петербурга считаются кандидаты, получившие при голосовании наибольшее число голосов по отношению к другим кандидатам с учетом вакантных должностей судей Уставного суда Санкт-Петербурга, но не менее половины голосов от числа избранных депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

Уставный суд Санкт-Петербурга исходит из того, что порядок формирования Уставного суда Санкт-Петербурга как органа государственной власти Санкт-Петербурга не должен противоречить общим принципам организации государственной власти Санкт-Петербурга.

Уставные положения, устанавливающие принципы организации государственной власти Санкт-Петербурга, являлись предметом рассмотрения в Уставном суде Санкт-Петербурга. Так, в абзаце третьем пункта 2 мотивировочной части постановления Уставного суда Санкт-Петербурга от 24 декабря 2002 года N 048-049-П по делу о толковании отдельных положений статей 32 и 33 Устава Санкт-Петербурга Уставный суд Санкт-Петербурга установил, что в целях реализации данных принципов в Уставе Санкт-Петербурга предусмотрена система правовых гарантий; для обеспечения самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти Санкт-Петербурга Устав Санкт-Петербурга наделяет их собственной компетенцией и определяет пути их взаимодействия для исключения возможности концентрации власти у одной из ее ветвей.

Уставный суд Санкт-Петербурга отмечает, что общие принципы организации государственной власти Санкт-Петербурга, в том числе принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и принцип самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти в пределах их полномочий, устанавливая баланс властей, составляют основу системы сдержек и противовесов при осуществлении государственной власти. Органы государственной власти Санкт-Петербурга осуществляют свои полномочия во взаимодействии. Так, согласно положениям пункта 1 статьи 53 Устава Санкт-Петербурга Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и Администрация Санкт-Петербурга (как система исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга) взаимодействуют исходя из единства стоящих перед ними целей и задач в решении вопросов развития Санкт-Петербурга в интересах жителей Санкт-Петербурга.

3.2. При решении вопроса о соответствии Уставу Санкт-Петербурга положений подпунктов 2 и 3 пункта 2 статьи 15 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" с точки зрения реализации принципа разделения государственной власти в Санкт-Петербурге Уставный суд Санкт-Петербурга принимает во внимание следующее.

По смыслу указанных положений статьи 15 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" во взаимосвязи с положениями статьи 42 Устава Санкт-Петербурга участие Губернатора Санкт-Петербурга в назначении на должность судьи Уставного суда Санкт-Петербурга ограничивается внесением в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга представлений на кандидатов на должность судей Уставного суда. В то же время участие депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в назначении на должность судьи Уставного суда Санкт-Петербурга заключается не только в наделении депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в составе не менее семи человек равнозначным по объему и правовым последствиям праву Губернатора Санкт-Петербурга правом, а именно правом на внесение представлений на кандидатов на должность судей Уставного суда Санкт-Петербурга, но и, кроме того, в праве каждого депутата (в отличие от Губернатора Санкт-Петербурга) непосредственно участвовать в принятии решения Законодательным Собранием Санкт-Петербурга о назначении на должность судьи Уставного суда Санкт-Петербурга (статья 25, подпункт 8 пункта 3 статьи 30 Устава Санкт-Петербурга, пункт 1 статьи 15 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга"). Таким образом, указанное соотношение правомочий исполнительной и законодательной ветвей государственной власти в вопросе о формировании Уставного суда Санкт-Петербурга нарушает закрепленный Уставом Санкт-Петербурга баланс властей и, следовательно, не соответствует уставным принципам организации государственной власти в Санкт-Петербурге.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 4, статьи 66 Устава Санкт-Петербурга жители Санкт-Петербурга осуществляют власть непосредственно, путем референдума и свободных выборов, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Согласно положениям статьи 68 Устава Санкт-Петербурга жители Санкт-Петербурга имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами Санкт-Петербурга. Таким образом, в положениях Устава Санкт-Петербурга находит отражение конституционное право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства (часть 1 статьи 32 Конституции Российской Федерации).

Кроме того, учитывая положения пункта 1 статьи 4, пунктов 1 и 2 статьи 15, статьи 66, статьи 68 Устава Санкт-Петербурга в их взаимосвязи, Уставный суд Санкт-Петербурга приходит к выводу, что порядок назначения на должности судей Уставного суда Санкт-Петербурга должен обеспечивать реализацию принципа народовластия в формах, предусмотренных Уставом Санкт-Петербурга. Как Устав Санкт-Петербурга, так и Закон Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" не предусматривают никаких требований к порядку образования и деятельности группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга как субъекта права внесения в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга представлений на кандидатов на должность судей Уставного суда Санкт-Петербурга, а также не содержат положений, из которых следовало бы, что группа депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга является органом государственной власти Санкт-Петербурга или органом местного самоуправления. Таким образом, группа депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в составе не менее семи депутатов, так же как и в любом другом составе, не может рассматриваться и, таким образом, не является ни органом государственной власти Санкт-Петербурга, ни органом местного самоуправления, ни жителями Санкт-Петербурга, осуществляющими свою власть непосредственно или каким-либо иным способом. Обратное означало бы дискриминацию в отношении остальных жителей Санкт-Петербурга, на которых в Законе Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" не указывается как на субъектов права на внесение в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга представлений на кандидатов на должность судей Уставного суда Санкт-Петербурга. Из вышеизложенного следует, что положения Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", согласно которым субъектом права внесения в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга представлений на кандидатов на должность судей Уставного суда Санкт-Петербурга является группа депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в составе не менее семи депутатов, противоречат положениям пункта 1 статьи 4, статей 15, 49, 50, 66 и 68 Устава Санкт-Петербурга, как нарушающие требования принципов организации государственной власти в Санкт-Петербурге, а именно принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и принципа народовластия.