Действующий


УСТАВНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 января 2005 года N 070-071-П


По делу о проверке соответствия Уставу Санкт-Петербурга
положений пункта 5, абзацев первого, второго и четвертого
пункта 6 статьи 16, пункта 4 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга
от 18 июня 1997 года N 111-35 "О местном самоуправлении
в Санкт-Петербурге"
по жалобе гражданина Драча Николая
Александровича и по запросу муниципального Совета
муниципального образования, расположенного
в границах муниципального округа N 42



Уставный суд Санкт-Петербурга в составе председателя Уставного суда Санкт-Петербурга Н.М.Кропачева, судей О.В.Герасиной, Н.Ф.Гуцан, Л.В.Кулешовой, А.И.Осоцкого,

с участием заявителя Н.А.Драча, представителя заявителя муниципального Совета муниципального образования, расположенного в границах муниципального округа N 42, А.В.Похилюка, представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Т.А.Кузнецовой, представителей Губернатора Санкт-Петербурга О.К.Лыскова и С.В.Макарова,

руководствуясь пунктом 1 статьи 50 Устава Санкт-Петербурга, пунктом "а" статьи 3, статьями 30, 63, 72, 73, 74, 78, 79 и 80 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Уставу Санкт-Петербурга положений пункта 5, абзацев первого, второго и четвертого пункта 6 статьи 16, пункта 4 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга от 18 июня 1997 года N 111-35 "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге".

Поводом к рассмотрению дела явились жалоба гражданина Драча Николая Александровича и запрос муниципального Совета муниципального образования, расположенного в границах муниципального округа N 42, о проверке соответствия Уставу Санкт-Петербурга положений пункта 5, абзацев первого, второго и четвертого пункта 6 статьи 16, пункта 4 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга от 18 июня 1997 года N 111-35 "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге".

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу Санкт-Петербурга положения пункта 5, абзацев первого, второго и четвертого пункта 6 статьи 16, пункта 4 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга от 18 июня 1997 года N 111-35 "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге".

Заслушав сообщение судей-докладчиков Н.Ф.Гуцан и А.И.Осоцкого, объяснения заявителя Н.А.Драча, объяснения представителя заявителя Муниципального совета муниципального образования, расположенного в границах муниципального округа N 42, А.В.Похилюка, выступления представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Т.А.Кузнецовой, представителей Губернатора Санкт-Петербурга О.К.Лыскова и С.В.Макарова; исследовав представленные документы и иные материалы дела, Уставный суд Санкт-Петербурга

установил:

1. В Уставный суд Санкт-Петербурга 7 апреля 2003 года поступила жалоба гражданина Драча Николая Александровича о проверке соответствия Уставу Санкт-Петербурга положений пункта 5, абзацев первого, второго и четвертого пункта 6 статьи 16, пункта 4 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга от 18 июня 1997 года N 111-35 "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 111-35).

26 марта 2003 года в Уставный суд Санкт-Петербурга поступил запрос муниципального Совета муниципального образования, расположенного в границах муниципального округа N 42, о проверке соответствия Уставу Санкт-Петербурга положений пункта 5, абзацев первого, второго и четвертого пункта 6 статьи 16, пункта 4 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга N 111-35 и о разъяснении постановления Уставного суда Санкт-Петербурга от 5 апреля 2002 года N 022-П по делу о проверке соответствия положений абзаца первого пункта 6 статьи 16 Закона Санкт-Петербурга "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге" Уставу Санкт-Петербурга. Определением Уставного суда Санкт-Петербурга от 19 мая 2003 года N 071-1 запрос был принят к рассмотрению в части содержащегося в нем требования о проверке соответствия Уставу Санкт-Петербурга положений пункта 5, абзацев первого, второго и четвертого пункта 6 статьи 16, пункта 4 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга N 111-35.

Определением Уставного суда Санкт-Петербурга от 20 июля 2004 года N 070-071-4 на основании положений статьи 41 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" дела по жалобе гражданина Н.А.Драча и по запросу муниципального Совета муниципального образования, расположенного в границах муниципального округа N 42, были соединены в одно производство.

Из правовой позиции заявителей следует, что положения пункта 5, абзацев первого, второго и четвертого пункта 6 статьи 16, пункта 4 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга N 111-35, устанавливающие порядок определения правомочности заседания муниципального Совета и условия правомерности решений муниципального Совета от числа "избранных депутатов", не позволяют однозначно определить фактическое и законное волеизъявление депутатов муниципального Совета и, следовательно, указанные положения нарушают гарантированное Уставом Санкт-Петербурга право заявителей на местное самоуправление.

По мнению заявителя И.А.Драча, указанные положения оспариваемого закона не позволяют в правоприменительной практике однозначно определить, является ли одинаковым смысловое значение словосочетаний "от числа избранных депутатов" и "от числа действующих депутатов".

По мнению заявителя муниципального Совета муниципального образования, расположенного в границах муниципального округа N 42, при толковании словосочетания "от числа избранных депутатов" можно прийти к выводу, что имеется в виду количество депутатов, первоначально избранных в текущем созыве муниципального Совета; однако в том случае, если полномочия депутатов прекращаются, они не могут считаться избранными вплоть до начала работы муниципального Совета нового созыва, при этом фактическое количество депутатов меняется.

В связи с этим заявители просят признать не соответствующими Уставу Санкт-Петербурга положения пункта 5, абзацев первого, второго и четвертого пункта 6 статьи 16, пункта 4 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга N 111-35.

В соответствии с правовой позицией представителя Губернатора Санкт-Петербурга словосочетание "из числа избранных депутатов" не содержит неопределенности в понимании и, таким образом, оспариваемые положения Закона Санкт-Петербурга N 111-35 соответствуют Уставу Санкт-Петербурга.

По мнению представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Т.А.Кузнецовой, производство по делу подлежит прекращению на основании положений подпункта 2 пункта 1 статьи 58 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", поскольку вопрос, регулируемый законом Санкт-Петербурга, который оспаривается заявителями в Уставном суде Санкт-Петербурга, не регулируется Уставом Санкт-Петербурга.

Таким образом, обнаруживается неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу Санкт-Петербурга положения пункта 5, абзацев первого, второго и четвертого пункта 6 статьи 16, пункта 4 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга N 111-35.

Согласно положениям пунктов 1 и 2 статьи 63 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" Уставный суд Санкт-Петербурга принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. Уставный суд Санкт-Петербурга принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.

2. Положениями Закона Санкт-Петербурга N 111-35 установлено, что заседание муниципального Совета правомочно, если на нем присутствуют не менее двух третей от числа избранных депутатов (пункт 5 статьи 16); решения муниципального Совета принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов (абзац первый пункта 6 статьи 16); решения по вопросам, предусмотренным подпунктами 2, 4, 5 и 7 пункта 1 статьи 15 указанного закона, принимаются не менее чем двумя третями голосов от числа избранных депутатов (абзац второй пункта 6 статьи 16); решения муниципального Совета, принимаемые при тайном голосовании бюллетенями, принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, при условии, что в голосовании приняли участие (получили бюллетени для голосования) не менее двух третей от числа избранных депутатов, если Законом Санкт-Петербурга N 111-35 не предусмотрено иное (абзац четвертый пункта 6 статьи 16). Положениями пункта 4 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга N 111-35 определено, что избранным на должность главы администрации считается кандидат, набравший более половины голосов от установленного числа депутатов муниципального Совета при условии, что в голосовании приняли участие не менее двух третей от числа избранных депутатов.

Таким образом, оспариваемые положения Закона Санкт-Петербурга N 111-35 устанавливают процедурные правила принятия муниципальным советом решений по вопросам своей компетенции, в том числе условия правомерности принятия решений, способ принятия решений, порядок определения результатов голосования депутатов муниципального Совета, то есть регулируют отношения по организации местного самоуправления в части определения порядка деятельности представительных органов местного самоуправления.

Данные правила согласно положениям пункта 1 статьи 3 Устава Санкт-Петербурга должны быть одинаково понимаемыми, что является важным условием реализации и защиты права граждан на местное самоуправление, гарантированного Уставом Санкт-Петербурга в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

3. Положениями пункта "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и подпункта 13 пункта 1 статьи 11 Устава Санкт-Петербурга установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и Санкт-Петербурга находится установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления. В соответствии с положениями частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации и пунктов 2 и 3 статьи 11 Устава Санкт-Петербурга по предметам совместного ведения Российской Федерации и Санкт-Петербурга принимаются законы и иные нормативные правовые акты Санкт-Петербурга в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом Санкт-Петербурга, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и Санкт-Петербурга, действует федеральный закон.

Общие принципы организации системы органов местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 154-ФЗ) и Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно положениям пункта 1 статьи 15, пункта 2 статьи 18, пункта 2 статьи 23 Федерального закона N 154-ФЗ и положениям пункта 3 статьи 14, пункта 2 статьи 18 принятого в соответствии с ним Закона Санкт-Петербурга N 111-35 проведение выборов депутатов муниципальных советов и главы муниципального образования осуществляется в порядке, установленном законами Санкт-Петербурга в соответствии с федеральными законами. Отдельные вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований, законами субъекта Российской Федерации.

4. В соответствии с положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" депутатом является лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Положениями пункта 2 статьи 58 Закона Санкт-Петербурга от 10 декабря 2003 года N 734-110 "О выборах депутатов муниципальных советов в Санкт-Петербурге" (далее - Закона Санкт-Петербурга N 734-110) определено, что зарегистрированный кандидат, получивший наибольшее по отношению к другому кандидату число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, признается избранным по одномандатному избирательному округу в том случае, если число голосов избирателей, поданных за этого кандидата, больше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Зарегистрированные кандидаты, получившие наибольшее число голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании, в соответствии с установленным количеством мандатов признаются избранными по многомандатному избирательному округу. При равном числе полученных зарегистрированными кандидатами голосов избирателей избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше. Таким образом, указанные положения регулируют порядок определения результатов выборов депутатов муниципальных советов в Санкт-Петербурге и позволяют установить, кто из зарегистрированных кандидатов является избранным по одномандатным и многомандатным избирательным округам и приобретает статус депутата муниципального Совета.

При этом положениями пункта 1 статьи 16 Закона Санкт-Петербурга N 111-35 установлено, что муниципальный Совет является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного уставом муниципального образования численного состава муниципального Совета. В частности, численные составы муниципальных советов муниципальных образований, расположенных в границах муниципальных округов N 13 и N 42, соответственно определены положениями Устава муниципального образования "Светлановское", расположенного в границах муниципального округа N 13, утвержденного постановлением муниципального Совета муниципального образования, расположенного в границах муниципального округа N 13, от 8 июля 1998 года N 13 (статья 21) и положениями Устава муниципального образования, расположенного в границах муниципального округа N 42, утвержденного постановлением муниципального Совета муниципального образования, расположенного в границах муниципального округа N 42, от 20 ноября 1997 года (статья 27). Таким образом, правомочность муниципального Совета определяется исходя из установленного уставом муниципального образования численного состава муниципального Совета.

Положениями пункта 3 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга N 111-35 установлено общее правило исчисления срока полномочий депутата муниципального Совета, согласно которому полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы муниципального Совета нового созыва. В уставах муниципальных образований могут определяться основания досрочного прекращения полномочий депутатов муниципального Совета (пункт 1 статьи 8 Федерального закона N 154-ФЗ, пункт 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга N 111-35). При досрочном прекращении полномочий указанные лица утрачивают статус депутата.

Уставный суд Санкт-Петербурга приходит к выводу о том, что в положениях пункта 5, абзацев первого, второго и четвертого пункта 6 статьи 16, пункта 4 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга N 111-35 под словосочетанием "избранный депутат" понимается депутат, избранный в соответствующий созыв муниципального Совета, полномочия которого не прекращены (в том числе досрочно) в установленном порядке. Оспариваемые положения Закона Санкт-Петербурга N 111-35 не содержат неопределенности в части установления необходимого количества депутатов для признания заседания муниципального Совета правомочным и для определения результатов голосования и не препятствуют реализации гарантируемого Уставом Санкт-Петербурга права на местное самоуправление. Таким образом, положения пункта 5, абзацев первого, второго и четвертого пункта 6 статьи 16, пункта 4 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга N 111-35 соответствуют Уставу Санкт-Петербурга.

Руководствуясь статьями 62, 63, 64 и 82 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", Уставный суд Санкт-Петербурга постановил:

1. Признать положения пункта 5, абзацев первого, второго и четвертого пункта 6 статьи 16, пункта 4 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга от 18 июня 1997 года N 111-35 "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге" соответствующими Уставу Санкт-Петербурга.

2. Согласно статье 68 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" настоящее постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

3. Согласно статье 67 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в течение 14 дней после его провозглашения.



Текст документа сверен по:

рассылка