Сложившаяся транспортная структура улично-дорожной сети Санкт-Петербурга предопределяет наличие на территории исторического центра Санкт-Петербурга мощных транзитных транспортных потоков.
При отсутствии полноценных обходных магистралей, обеспечивающих межрайонные связи и пропуск транзитного движения в обход центральных районов Санкт-Петербурга, исторический центр Санкт-Петербурга характеризуется значительной сосредоточенностью транзитных транспортных потоков.
На долю автотранспорта приходится порядка 70-80 процентов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Причем на основных магистралях исторического центра Санкт-Петербурга (Невский пр., Садовая ул., Измайловский пр., наб.р.Фонтанки) ежегодно выбрасывается не менее 40 процентов от общего объема выбросов, поступающих в атмосферный воздух города.
Выбросы выхлопных газов разъедают краску фасадов зданий, копоть откладывается на стенах домов, динамические нагрузки способствуют разрушению фундаментов.
Основные магистральные улицы исторического центра Санкт-Петербурга работают на пределе пропускной способности, а в часы пиковой загрузки характеризуются наличием постоянных заторов движения. В историческом центре Санкт-Петербурга доля магистралей с уровнем загрузки выше 1 составляет порядка 20 процентов от общей протяженности магистралей городского значения.
Исключительно важным в этих условиях представляется четкая дифференциация магистральной сети исторического центра Санкт-Петербурга по функциональному назначению, выделение ограниченного числа транзитных магистралей и создание улиц спокойного движения, выделение части центрального пространства Санкт-Петербурга для движения пешеходов.