Согласно основным программным документам Всемирной организации здравоохранения и Организации объединенных наций, факт постарения населения в мегаполисе свидетельствует о высокой доступности медицинской помощи населению Санкт-Петербурга, что и приводит к увеличению числа пожилых людей. Однако недоучет их специфических медицинских проблем, особенно хронических инвалидизирующих заболеваний, отягощает функционирование системы здравоохранения в целом. Эти заболевания требуют решений, связанных с предоставлением услуг по реабилитации и долговременному медицинскому уходу за пациентами, страдающими болезнью Альцгеймера, мультиинфарктными сосудистыми деменциями, лицами с нарушением органов чувств (нейросенсорная тугоухость, макулодистрофия), с остеопорозом и его осложнениями и др.
Необходимо разработать единый перечень критериев оценки потребностей пациентов в услугах. В целях оказания адекватных услуг эти критерии должны использоваться всеми учреждениями гериатрического профиля (здравоохранения и социальной сферы). Критерии должны учитывать физическое и психическое состояние пациента, а также его функциональные возможности. Необходимо анализировать соотношение стоимости медицинских услуг и их эффективности. Такой анализ и более глубокая оценка потребностей пациента в услугах должны обеспечить целенаправленное расходование средств внутри системы гериатрического обслуживания.
Должна быть создана целостная Служба гериатрической помощи населению, включающая как существующие гериатрические поликлинические и больничные учреждения, так и вновь созданные районные гериатрические центры. Необходимо развивать сети отделений сестринского ухода и отделений дневного пребывания для дементных больных. Для организации Службы требуется объединить нормативную правовую базу здравоохранения и социальной защиты населения. Особое внимание должно уделяться межотраслевому взаимодействию.
Гериатрическая помощь населению Санкт-Петербурга будет строиться как развитая многоуровневая система. Для ее функционирования необходимо создание в Санкт-Петербурге местной индустрии по производству средств ухода и инвалидной техники; разработка нормативной правовой базы социальной работы в здравоохранении; создание системы обеспечения службы кадрами (подготовка, обеспечение жилой площадью на правах аренды и т.д.); формирование базы данных медико-социального положения пожилых жителей.