Объемы финансирования научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ для государственных нужд
Ленинградской области из средств областного бюджета
(в редакции, введенной в действие с 22 февраля 2007 года
Закона Ленинградской области от 29 декабря 2006 года N 196-оз, -
см. предыдущую редакцию)
2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | |
Объем финансирования (млн.руб.) | 10,9 | 15,0 | 19,0 | 26,3 | 26,0 | 27,6 |
Использование результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, полученных за счет средств областного бюджета, составит основу для внедрения в предпринимательский сектор экономики новых наукоемких технологий для производства конкурентоспособной продукции. Государственная поддержка освоения инноваций направлена на решение научно-технических проблем, ориентированных на получение научно-технической продукции с высоким потенциалом рыночной реализации. Выбор инновационных проектов будет осуществляться с учетом приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Ленинградской области. Координация усилий органов исполнительной власти области, научно-исследовательских организаций, промышленных предприятий предусматривает создание благоприятных условий для развития инновационной системы региона.
В целях развития фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на решение задач социально-экономического развития Ленинградской области, сохранения научного интеллектуального потенциала учреждены 40 именных научных стипендий Губернатора Ленинградской области. Ежегодно из средств областного бюджета на конкурсной основе осуществляется финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для государственных нужд Ленинградской области, предварительно рассмотренных на Научно-техническом совете при Губернаторе Ленинградской области. Данное положение определяет необходимость перехода предпринимательского сектора экономики на инновационный путь развития.
Основное содержание процессов преобразования и перехода промышленности на инновационный путь развития включает комплекс экономических и организационно-правовых мер стимулирования инновационной деятельности на территории Ленинградской области. В этом процессе возникают проблемы как у хозяйствующих субъектов, желающих промышленно осваивать технологические инновации, так и у создателей технических инноваций. Практически отсутствует обратная связь между научно-техническими разработками и рынком: научными организациями не учитываются потребности производителей продукции. Большое количество научно-технических разработок остаются на уровне идей, которые не доводятся до выпуска востребованного рынком продукта. Существующие научные коллективы нацелены на решение задач, которые часто не имеют выхода в виде конечного продукта, результаты их научно-технической деятельности не востребованы. Это обусловлено тем, что направления работ сформированы без учета потребностей рынка. При современном уровне научно-технических разработок ученые испытывают трудности в коммерциализации результатов своего труда в связи с отсутствием возможностей оценки рыночного потенциала создаваемой продукции. Отсутствуют механизм привлечения инвестиций в инновационную сферу, а также рыночно-ориентированные структуры, которые могли бы выступить заказчиком научно-технической продукции.
Недостаток финансовых средств у хозяйствующих субъектов при внедрении на промышленных предприятиях инновационных разработок является одной из основных причин, сдерживающих освоение новых видов конкурентоспособной продукции и технологий. Банки, располагающие достаточными финансовыми ресурсами, неохотно кредитуют такие высоко рискованные операции, как финансирование всего инновационного процесса. Причинами этого являются несовершенство системы финансово-кредитных механизмов, поддерживающих инновационную деятельность. Отсутствие доступных кредитных ресурсов заставляет многих создателей инноваций отказаться от их внедрения. В этих условиях на начальном этапе поддержки инновационных процессов без кредитных институтов, осуществляющих поддержку и развитие научно-технической и инновационной деятельности, невозможно внедрять результаты прикладных научных исследований, выводить их на отечественный и зарубежный рынки, а также проводить реструктуризацию и развитие научно-технической сферы.
Во многих странах существует практика создания кредитных институтов с участием государства в целях финансирования инновационной деятельности. Такие структуры, предоставляющие гарантии, позволяют значительно снизить объем привлекаемых бюджетных средств и риск банка за счет разделения его между заемщиком, банком и гарантом, которым является созданная с участием государства специализированная организация.
В последние годы наметилась тенденция к абсолютному количественному сокращению высококвалифицированных специалистов, выполняющих научно-исследовательские разработки. Данные, приведенные в таблице 3, показывают, что число аспирантов, обучающихся в научно-исследовательских организациях, за последнее время снизилось.