Концепция воспитания в системе образования Санкт-Петербурга
"Воспитание петербуржца XXI века"
В условиях современного Санкт-Петербурга сосуществуют и успешно реализуются различные концептуальные подходы к воспитанию. Среди них можно отметить Программу воспитания (Петербургская концепция), "Педагогику успеха", "Воспитание человека-созидателя", "Педагогику заботы" и др.
Концепция "Воспитание петербуржца XXI века" представляет собой документ, в котором сделана попытка, сохраняя уникальность и неповторимость каждой из названных концепций, согласовать позиции всех заинтересованных сторон в понимании сущности воспитательного процесса в образовательной системе Санкт-Петербурга.
В ней определяются базовые подходы педагогического сообщества Санкт-Петербурга к ценностям, целям, содержанию и формам воспитательной деятельности в различных типах образовательных учреждений Санкт-Петербурга.
Концепция разработана в соответствии с государственными документами, которые определяют общую стратегию развития образования в России:
Федеральная программа развития образования;
Национальная доктрина образования;
Концепция модернизации российского образования;
Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы";
В основу согласования позиций положены характеристики уникального социокультурного пространства Санкт-Петербурга:
Поликультурность, определяемая изначальным сосуществованием и взаимовлиянием разнообразных культурно-исторических традиций, национальных и конфессиональных особенностей, архитектурных стилей, многосословностью, определенной демократичностью городского сообщества.
Инновационный и творческий характер петербургского стиля жизни. Город изначально создавался как уникальный проект и является творческой лабораторией, в которой осуществляются самые разные эксперименты (в том числе и педагогические), рождаются тенденции, определяющие перспективы развития для всей России.
Устремленность петербуржцев к большим и труднодостижимым целям. Жители города во все века решали сложнейшие (порой, неразрешимые) задачи: построили один из красивейших городов мира, отстояли его в дни блокады, проявляя при этом профессионализм, силу воли и духа.
Открытость города миру. Направленность на взаимодействие и непрерывную коммуникацию с мировой культурой. Город изначально аккумулировал и взращивал лучшие образцы воспитания, привлекая для этого элиту теоретиков и практиков образования и воспитания.
Эти особенности определяют суть понятия Петербургское воспитание и выступают как базовые идеи предлагаемой концепции.
Концепция адресуется всем работникам системы образования Санкт-Петербурга и представляет собой совокупность общих подходов в области воспитания, на основе которых предлагается разработать комплексную программу воспитательной деятельности в образовательной системе Санкт-Петербурга.
В рамках концепции петербургского воспитания можно сформулировать следующие основные понятия:
1. Воспитание представляет собой ценностно-смысловой диалог ребенка с субъектами окружающего мира, способствующий формированию и развитию опыта самоопределения, творчества и созидательной жизни ребенка. Такое понимание воспитания позволяет говорить о наличии в мире большого круга субъектов воспитания, одним из которых является система образования.
2. В системе образования Санкт-Петербурга воспитание рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на создание условий для:
- становления системы жизненных смыслов и ценностей растущего человека;
- включения подрастающих поколений в пространство петербургской культуры;
- осмысления ребенком цели своей жизни в соответствии с возможными путями развития;
- включения учащихся в решение соответствующих их возрастным особенностям и возможностям проблем в различных сферах жизни.
3. Цель воспитания в системе образования Санкт-Петербурга определяется как воспитание человека, готового и способного:
- к жизненному самоопределению в поликультурном пространстве Санкт-Петербурга,
- к гармонизации отношений с окружающим миром, решению жизненных проблем различной степени сложности,
- к созидательной деятельности,