Действующий

О региональной целевой программе "Основные направления развития и поддержки экспорта в Ленинградской области на 2004-2006 годы" (с изменениями на 2 августа 2006 года)

3.1.1.3. Перспективы экспорта продукции машиностроения


Несмотря на значительное снижение объемов производства в отрасли машиностроения за последние годы областные предприятия сохранили прочные позиции в выпуске широкого ассортимента изделий машиностроения.

В стоимостном выражении экспорт продукции машиностроения составил 125,2 миллиона долларов США в 2002 году (в 1998 году - 209,2 миллиона долларов США, из них 175,9 миллиона долларов США составила стоимость морской стартовой платформы "Одиссей", переработанной по заказу США).

Одной из важнейших проблем современного машиностроительного комплекса Ленинградской области является высокая степень износа основных фондов, что значительно осложняет развитие экспортного производства.

Пути повышения экспортного потенциала областного машиностроения заключаются в активном привлечении иностранного капитала в эту отрасль регионального хозяйства, включая заключение лицензионных соглашений и передачу "ноу-хау".

В то же время кооперация областных предприятий с зарубежными фирмами на стадии модернизации производства, повышения качества традиционного ассортимента и освоения новых видов продукции, приобретения знаний и навыков современного управления и маркетинговой деятельности на следующем этапе позволяет наладить экспортные поставки в государства СНГ, а затем и в другие страны. Примером такого эффективного сотрудничества является предприятие "Катерпиллар Тосно" и автосборочный завод "Форд Мотор Компани", выпускающие соответственно дорожно-строительную технику и легковые автомобили.

Определенные возможности расширения сбыта областной машинотехнической продукции за рубежом заключаются в улучшении дизайна и в целом потребительских характеристик экспортируемых изделий.

Важным условием укрепления экспортного потенциала областного машиностроения является разработка и реализация областной инновационной системы, включающей интенсивное проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в том числе в рамках конверсионных программ, сотрудничества машиностроительных предприятий, местных научно-исследовательских институтов и лабораторий, а также коммерциализацию результатов исследований через механизм технопарков.

По мере увеличения в мировой торговле доли продукции обрабатывающей промышленности, достигающей в настоящее время трех четвертей товарооборота, и расширения международной производственной кооперации, а также в связи с усилением внимания во всех странах к вопросам безопасности потребителей, защиты здоровья населения и охраны окружающей среды все более актуальными для дальнейшего развития международных экономических отношений становятся проблемы стандартизации и взаимного признания испытаний продукции. Во многих странах под предлогом и со ссылкой на общепризнанные технические, экологические, санитарные и другие требования к потребляемой продукции фактически устанавливаются протекционистские барьеры, препятствующие доступу на внутренний рынок иностранных товаров, конкурирующих с местными изделиями.

В связи с этим успешное продвижение областного машинотехнического экспорта на внешние рынки в значительной степени зависит от: наличия актуализированной подробной информации о действующих за рубежом стандартах и различных технических и иных требованиях к товарам; учета в выпускаемых изделиях совокупности указанных требований применительно к конкретным странам-импортерам для избежания удешевления или запрещения ввоза продукции; получения признаваемого на международном уровне сертификата качества экспортных товаров. Необходимо активизировать работу по сертификации экспортной машинотехнической продукции в Ленинградской области с участием российских и зарубежных организаций соответствующего профиля. На сегодняшний день такая работа проведена только на двух предприятиях и за счет их собственных средств.

Большое значение для успешной экспортной деятельности ленинградских областных машиностроительных предприятий имеет квалифицированное управление качеством в процессе производства и проведение эффективной маркетинговой политики. Достижение этих целей может быть обеспечено путем обучения руководящего персонала в бизнес-школах по престижной, нацеленной на достижение практических результатов программе МВА (Master of Business Administration) (например, во Всероссийской академии внешней торговли, Санкт-Петербургском институте менеджмента); направления на специализированную, соответствующую профилю и специфике деятельности зарубежную стажировку (в частности, по программе TACIS Европейского Союза "Повышение эффективности менеджмента"); приглашения внешних экспертов из российских и зарубежных консалтинговых фирм для подготовки рекомендаций по совершенствованию коммерческой работы на предприятии.

Таким образом, несмотря на определенные отрицательные моменты, наметившиеся в развитии машинотехнического экспорта Ленинградской области в последнее время, область имеет объективные возможности для постепенного повышения доли машин и оборудования в структуре запродаж. На решение этой задачи должны быть направлены меры по развитию прогрессивных форм международного экономического сотрудничества (создание совместных предприятий, освоение лицензионных производств, налаживание производственной кооперации), а также целенаправленная политика содействия экспорту.