Эффективный выбор наиболее рациональных направлений и форм развития внешнеэкономических связей Ленинградской области предполагает проведение необходимых организационно-технических мероприятий.
Необходимо содействовать дальнейшему развитию сотрудничества и координации деятельности различных организаций в сфере внешнеэкономической деятельности, поощрять создание союзов производителей и экспортеров, ориентированных на повышение эффективности и упорядочение экспортной деятельности. Важной мерой является координация выступлений на внешнем рынке изготовителей и экспортеров однотипной продукции.
Для проведения данной работы Комитет будет содействовать созданию областной ассоциации экспортеров, объединяющей как союзы производителей и экспортеров, так и заинтересованных отдельных участников внешнеторговой деятельности, не входящих в союзы. Официальный статус ассоциации экспортеров должен позволять ей взаимодействовать с Комитетом и участвовать в подготовке областных нормативных правовых актов по внешнеэкономической деятельности.
Основными функциями ассоциации экспортеров должны являться:
анализ нормативных правовых актов Российской Федерации и Ленинградской области, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность, подготовка предложений по их совершенствованию;
содействие деятельности членов ассоциации на внешних рынках;
разработка мер по улучшению потребительских качеств экспортной продукции с целью повышения ее конкурентоспособности на внешних рынках;
содействие в осуществлении рекламной деятельности экспортеров;
представление интересов членов ассоциации в органах законодательной и исполнительной власти, международных организациях;
участие в защите интересов экспортеров на мировых рынках;
содействие членам ассоциации в поиске потенциальных партнеров и рынков сбыта;
обмен информацией об экспортных операциях и деятельности международных организаций.
С целью повышения конкурентоспособности продукции предприятий Ленинградской области и экономической эффективности ее экспорта необходимо организовать систему сертификации экспортной продукции в Ленинградской области с участием региональных, российских и международных организаций соответствующего профиля.
Необходимо создать единую систему информационной поддержки внешнеэкономической деятельности с использованием банков данных организаций, занимающихся внешнеторговой деятельностью (Комитет, Управление Уполномоченного Министерства экономического развития и торговли по Северо-Западному району Российской Федерации, Северо-Западное таможенное управление Российской Федерации, Санкт-Петербургская и Ленинградская областная торгово-промышленные палаты и другие) и баз данных, доступных в Интернете, что позволит иметь необходимую информацию для принятия управленческих решений государственными структурами и предприятиями - участниками внешнеэкономической деятельности.
Для продвижения на внешний рынок машинотехнической продукции Ленинградской области требуется коренное улучшение рекламы экспортной продукции. В настоящее время наиболее конкурентоспособная продукция (в том числе разработки конверсионных предприятий) должна стать объектом рекламы. Следует шире использовать активные формы рекламной деятельности в отношении экспортируемой продукции, что предполагает:
активизацию выставочно-ярмарочной, собственно рекламной и иной деятельности по пропаганде российских товаров за рубежом, включая использование возможностей российских средств массовой информации, имеющих распространение за рубежом;
формирование и направление за рубеж специализированных торговых делегаций для ознакомления с ситуацией на внешних рынках и установления деловых контактов;
освоение новых прогрессивных форм продвижения российской продукции на внешние рынки (видеовыставки и другое).
В ряде случаев в рамках стимулирования экспорта Правительству Ленинградской области целесообразно принимать меры по снижению степени риска осуществления экспортной деятельности и в этих целях оплачивать часть расходов экспортера по освоению внешних рынков (транспортных, на проживание, суточных, на аренду выставочного пространства и другое), требуя их возмещения в полном объеме только в случае проведения успешных экспортных операций; в иной ситуации возможны следующие варианты: предоставление отсрочки (рассрочки) возмещения понесенных расходов; возмещение части этих расходов; списание данных расходов.