С учетом проведенного анализа представляется возможным сформулировать следующие основные параметры развития внешнеторговой деятельности Ленинградской области в среднесрочной перспективе:
потребности модернизации производственной базы Ленинградской области, насыщения внутреннего рынка качественными потребительскими товарами, расширения закупок импортного оборудования для развития экспорториентированных производств, несмотря на объективную ограниченность валютных ресурсов, обеспечат опережающий по сравнению с экспортом рост импортных поставок и, соответственно, постепенное повышение сбалансированности внешнеторговых операций Ленинградской области;
увеличение объема экспорта позволит экспорториентированным предприятиям произвести модернизацию производственной базы, что, в свою очередь, приведет к повышению качества производимой продукции и повысит ее конкурентоспособность и рентабельность как на внешнем, так и на внутреннем рынках;
рост экспорта (в 2004 году - на 75-125 миллионов долларов США, в 2005 году - на 125-225 миллионов долларов США, в 2006 году - на 225-325 миллионов долларов США по сравнению с 2002 годом) увеличит налогооблагаемую базу от производства экспортной продукции (налог на прибыль и доходы) и использования производственных ресурсов;
в экспортной структуре Ленинградской области значительно повысится удельный вес машинотехнической продукции (на 8-10 процентов ежегодно), незначительно увеличится доля лесных товаров (на 3-4 процента ежегодно) и немного ослабнут позиции топлива и химической продукции (на 3-4 процента ежегодно);
в товарообороте Ленинградской области несколько увеличится доля стран СНГ (на 2-4 процента ежегодно), при этом в экспорте их удельный вес существенно возрастет (на 12-17 процентов);
вовлечение в экспортную деятельность большого числа малых и средних предприятий (20-40 процентов), каждое из которых может иметь небольшую экспортную квоту, в целом повысит общий объем экспорта области, диверсифицирует его товарную структуру и может дать значительный экономический эффект;
социальный эффект - в виде сохранения и увеличения числа рабочих мест и традиционной культуры (образа жизни) жителей сельских районов и небольших городов;
эффект диверсификации от включения в экспорт новых отраслей снизит зависимость от сырьевого экспорта с его неустойчивой ценовой конъюнктурой;
информационный эффект, выражающийся в большей информированности зарубежных предпринимателей о возможностях области и областных предпринимателей о международных рынках;
имиджевый эффект - успехи в экспорте в сочетании с "мягким" инвестиционным климатом могут дать толчок новым иностранным инвестициям.
Предполагается, что темпы развития внешнеторговой деятельности Ленинградской области до 2006 года будут выше динамики соответствующего показателя в предшествующий период согласно следующей таблице: