Социально-экономические преобразования 90-х годов существенно изменили структуру рынка труда, организацию торговли и бытового обслуживания и привели к тому, что потоки суточной миграции населения Санкт-Петербурга и маршрутная сеть городского общественного пассажирского транспорта не в полной мере соответствуют друг другу. Система городского общественного пассажирского транспорта Санкт-Петербурга нуждается в реформировании, которое должно обеспечить соответствие:
структуры маршрутной сети городского общественного пассажирского транспорта современной структуре потоков суточной миграции населения Санкт-Петербурга;
объема социальных перевозок в сети городского общественного пассажирского транспорта и возможностей возмещения расходов предприятий, связанных с предоставлением социальных гарантий и льгот на общественном транспорте, из городского бюджета Санкт-Петербурга и других источников.
Необходимо осуществить переход от субсидирования транспортных предприятий к городскому заказу транспортных работ организациям любой формы собственности на базе нормативов затрат и оценки платежеспособного спроса населения.
Целью программы обеспечения населения услугами транспорта в Санкт-Петербурге является повышение качества транспортного обслуживания при существующем уровне платежеспособности населения и возможностях бюджетного финансирования.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
создание в Санкт-Петербурге эффективной системы управления перевозками городским пассажирским маршрутным транспортом общего пользования;
существенное снижение нагрузки на бюджет Санкт-Петербурга, переход от тотального субсидирования производителей транспортных услуг к адресному субсидированию социально не защищенных граждан;
создание конкурентной среды в сфере перевозок городским пассажирским маршрутным транспортом общего пользования и обеспечение инвестиционной привлекательности перевозок.
Наряду с существующими программами и концепциями, определяющими перспективное развитие транспортного комплекса Санкт-Петербурга, для достижения поставленных целей необходимо принять следующие меры:
завершить инвентаризацию всех маршрутов Санкт-Петербурга;
произвести оптимизацию маршрутной сети Санкт-Петербурга;
рассчитать нормативные эксплуатационные затраты на планируемый объем транспортных работ и расчетную доходность маршрута;
принять пакет нормативных правовых документов, обеспечивающих проведение реформирования транспортной сферы;
объединить маршруты в лоты по определенным критериям минимальной компенсации из бюджета Санкт-Петербурга либо по территориальному принципу;
определить условия тендера (конкурса) на реализацию лотов маршрутов;
провести тендер (конкурс). Победителем, то есть приобретателем прав перевозки по маршрутам, определенным в лоте, должен стать претендент, предложивший минимальную субсидию (или максимальную стоимость маршрута).
Приведенные выше мероприятия невозможны без структурных и организационных преобразований управленческого звена транспортного комплекса.
Разграничение функций управления между Комитетом по транспорту и предприятиями-перевозчиками в настоящее время требует перехода от двухуровневой модели управления транспортом "Комитет по транспорту - предприятие-перевозчик" к трехуровневой модели "Комитет по транспорту - государственное учреждение "Организатор перевозок" - предприятия-перевозчики". Для реализации данной схемы управления и изъятия у предприятий-перевозчиков несвойственных им функций управления необходимо создание государственного учреждения "Организатор перевозок" со следующими основными функциями:
формирование городского заказа на перевозки наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования;
организация движения наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования;
контроль за перевозками наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования;
мониторинг и управление маршрутной сетью;
организация конкурсов на право осуществления перевозок наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования;
организация сбора проездной платы в пассажирском транспорте общего пользования;
организация выдачи и замены документов на бесплатный проезд в пассажирском транспорте общего пользования;
содержание и обслуживание линейных сооружений наземного пассажирского транспорта, содержание объектов транспортной инфраструктуры;
создание и развитие инфраструктуры маршрутной сети;