К городской инженерной инфраструктуре относятся следующие сферы естественной монополии: энергоснабжение (электро- и теплоэнергетика), газоснабжение, водоснабжение и водоотведение, связь.
Основные поставщики коммунальных услуг на территории Санкт-Петербурга относятся к организациям естественной монополии, что определяет характер их взаимоотношений с потребителями коммунальных услуг, особенно с потребителями, финансируемыми из бюджета Санкт-Петербурга.
Организации инженерно-энергетического комплекса (далее - ИЭК) являются кредиторами по отношению к организациям, осуществляющим обслуживание и ремонт жилищного фонда, а также к организациям социальной сферы (здравоохранение, образование и т.д.).
Существующая система энергоснабжения Санкт-Петербурга сочетает в себе одновременную деятельность по генерации, транспортировке (передаче по сетям) и сбыту энергоресурсов.
В результате этого доминирующее положение на рынке электрической и тепловой энергии и коммунальных услуг занимают две организации, являющиеся естественными монополистами.
Данная ситуация ограничивает возможность потребителей энергоресурсов развивать альтернативные источники энергии.
Организации-монополисты (ссылаясь на принцип централизованного энергоснабжения) создают потребителям энергии препятствия в применении локальных энергоисточников, не присоединенных к системам открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" и государственного унитарного предприятия "ТЭК СПб".
Отсутствует государственная поддержка строительства локальных источников тепловой и электрической энергии.
Разделение деятельности существующих естественных монополистов, выделение и обособление сетевых активов создаст условия резкого развития конкурентных отношений в сфере генерации энергоресурсов, что обеспечит удешевление поставляемой энергии и повышение ее качественных параметров.
Способствовать созданию конкурентных отношений и цивилизованного рынка в таких условиях могут только альтернативные источники энерго- и ресурсоснабжения, а также выделение в качестве отдельных звеньев цепочки поставки ресурсов генерирующих, сетевых и сбытовых компаний.
Мероприятия по обеспечению конкуренции при сбыте энергоресурсов:
1. Рассмотрение возможности и целесообразности создания городской сбытовой компании, независимой от функционирующих на территории Санкт-Петербурга организаций-монополистов и предоставляющей наиболее выгодные условия для приобретения всех видов энергоресурсов.
2. Создание условий ответственности городской сбытовой компании и прочих сбытовых компаний перед потребителями:
гарантии ответственности перед потребителями;
страхование рисков.
3. Разработка концепции взаимодействия сбытовых компаний с управляющими компаниями:
в сфере управления сетевыми активами и оказания услуг по передаче энергоресурсов (электро-, тепло-, водо-, газоснабжение) по сетям;
в сфере управления жилищным фондом для обеспечения интересов конечных потребителей.
Сбытовые компании должны выступать в качестве оптового покупателя ресурсов, обеспечивающего доведение до конечного потребителя коммунальной услуги соответствующего качества и только в том количестве, которое будет реально потреблено. В качестве мелкооптовых сбытовых компаний могут выступать жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья и другие организации, уполномоченные управлять конкретными домами (кондоминиумами).
Одним из первых мероприятий по совершенствованию централизованной системы управления энерго- и ресурсоснабжением Санкт-Петербурга должно быть создание управляющих компаний в теплосетевом, электросетевом и водопроводно-канализационном хозяйстве Санкт-Петербурга, осуществляющих деятельность по передаче энергоресурсов.
Таким образом, будут созданы условия для обеспечения централизованного управления водо-, электро- и теплоснабжением Санкт-Петербурга.
При разделении и распределении между разными хозяйствующими субъектами деятельности по генерации и передаче энергоресурсов по сетям ликвидируется доминирующее положение естественных монополистов на рынке энергоресурсов, создаются условия для конкуренции при генерации и сбыте энергии.
В зависимости от зонирования, наличия в зоне энергоисточников сетевая компания получает возможность самостоятельно определять продавца энергии, покупать энергию на наиболее выгодных условиях, обязывать продавца обеспечивать соблюдение качественных и количественных параметров энергоносителя, развивать альтернативные энергоисточники.
Кроме того, должна появиться возможность создания частными инвесторами собственных генерирующих источников, приемопередающих устройств и участие их в процессе производства и транспортировки энергии в соответствии с планом развития инженерной инфраструктуры Санкт-Петербурга.
В условиях надлежащего учета поставляемых и потребляемых энергоресурсов управляющая компания будет вынуждена снижать издержки от потерь на сетях, осуществляя мероприятия по модернизации и техническому перевооружению сетевого хозяйства.
Финансовой основой для модернизации и приведения в надлежащее состояние всего теплосетевого комплекса должны стать:
собственные средства управляющей компании;
средства бюджета Санкт-Петербурга;