Действующий

О Концепции реформирования городского хозяйства Санкт-Петербурга на 2004-2010 годы (с изменениями на 2 сентября 2009 года)

1.2. Изменение системы управления, направлений финансовых
потоков, переход к системе персонифицированных счетов

Действующая система управления городским хозяйством характеризуется рядом недостатков, без устранения которых в принципе невозможны нормализация функционирования отраслей городского хозяйства, повышение надежности и качества, стабильность стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Встречается дублирование управленческих функций, отдельные задачи и проблемы функционирования и развития городского хозяйства недостаточно урегулированы на нормативном правовом уровне.

Основными задачами исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере управления городским хозяйством являются:

1. Выработка основных принципов взаимодействия организаций, функционирующих в отраслях городского хозяйства.

2. Формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей реальный и прозрачный механизм качественной, надежной и бесперебойной поставки услуг.

3. Формирование политики Санкт-Петербурга в отраслях городского хозяйства, разработка реестра социальных функций (стандартов) по формированию комфортных условий проживания для населения Санкт-Петербурга и нормативов затрат, обеспечивающих выполнение указанных социальных функций, поддерживающих реализацию отраслевых политик через предоставление услуг.

Основой экономических отношений в отраслях городского хозяйства является система бюджетного дотирования предприятий городского хозяйства.

Дотационность отраслей городского хозяйства и отсутствие у получателей услуг возможности влиять на их количество и качество в сочетании с централизацией управления коммунальными предприятиями и отсутствием конкуренции являются основными причинами существующих проблем во всех отраслях городского хозяйства: хронического дефицита финансирования, высокой затратности и отсутствия экономических стимулов снижения издержек, неэффективной и бесприбыльной работы предприятий городского хозяйства, высокого уровня потерь ресурсов.

Бюджетные ограничения обусловливают отсутствие средств для модернизации и развития инфраструктуры отраслей городского хозяйства. Кроме того, существенную часть стоимости услуг, не покрываемых платежами населения, компенсируют промышленные предприятия за счет перекрестного субсидирования, что увеличивает себестоимость продукции и снижает конкурентоспособность.

Система дотирования предприятий в отличие от прямого субсидирования малообеспеченных слоев населения не позволяет обеспечить адресность выделяемых субсидий, что,

во-первых, приводит к ситуации, в которой конечными получателями субсидий (через систему дотирования разницы в ценах жилищно-коммунальным и транспортным предприятиям) выступают не только малоимущие граждане, но и группы граждан с высокими и средними доходами;

во-вторых, не гарантирует доведение средств бюджета Санкт-Петербурга до граждан - конечных получателей субсидий;

в-третьих, расчет необходимого размера дотаций в отсутствие полноценного понятия цены услуг носит субъективный, непрозрачный характер.

Новая система экономических отношений в городском хозяйстве предполагает принципиальное изменение как функций ее участников, так и механизмов их взаимодействия и организации финансовых потоков.

Основной идеей экономической реформы является передача права распоряжения всеми бюджетными средствами, выделяемыми в настоящее время на дотирование, от предприятий городского хозяйства непосредственно гражданам - субъектам, в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании этих средств, отказ от практики централизованного решения локальных задач по содержанию жилищного фонда, предоставлению транспортных услуг.

Достаточное финансирование затрат по предоставлению жилищно-коммунальных и транспортных услуг может быть достигнуто путем:

перехода на полную оплату услуг потребителями (в том числе населением), включая отчисления на капитальный ремонт и модернизацию, при обеспечении социальной защиты малоимущих и льготных категорий граждан;

упорядочения механизма предоставления льгот и компенсаций по оплате услуг;

переориентации нерациональных расходов предприятий, выявленных в ходе аудита и экспертизы тарифов, на модернизацию и развитие инженерной инфраструктуры;

создания прозрачного механизма формирования тарифов на жилищно-коммунальные и транспортные услуги и целевого использования составляющих тарифа (амортизационные отчисления, прибыль и т.п.) на модернизацию и развитие.

Тариф для конечного потребителя должен складываться с учетом затрат всех участников процесса предоставления услуги.

Необходимо ликвидировать существующее разделение направлений финансирования городского хозяйства из бюджета Санкт-Петербурга. В рамках системы персонифицированных социальных счетов граждан должны быть объединены все виды финансовой помощи государства, включая оплату жилья и коммунальных услуг (жилищные субсидии и льготы).

В результате конечные потребители услуг - граждане получат возможность контролировать направление и расходование средств из бюджета Санкт-Петербурга, которое станет прозрачным и адресным.

При переходе к адресному субсидированию будут учитываться социальные нормы площади жилья, нормативы потребления коммунальных услуг, стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг, цены на транспортные услуги, содержание и ремонт жилья в соответствии с реестром социальных услуг, предоставляемых населению, и стандартами проживания в Санкт-Петербурге.

Размер субсидии для всех категорий получателей должен зависеть от размера совокупного дохода семьи и рассчитываться как полная компенсация разницы между установленным размером платы в пределах социальной нормы и нормативов потребления услуг и максимально допустимым размером собственных расходов семьи на оплату соответствующих услуг, определяемым на основе установленной предельно допустимой доли этих расходов в совокупном доходе семьи.

Предполагается усовершенствовать принцип расчета субсидий, перейдя к расчету по одному основанию, который обеспечит строгую зависимость размера предоставляемой субсидии от размера совокупного дохода семьи.

Конечной целью является создание системы персонифицированных социальных счетов граждан, на которые будут перечисляться средства, предусмотренные на все виды адресной социальной помощи государства.

Для перехода к системе персонифицированных социальных счетов граждан необходимо: