Действующий

О Концепции реформирования городского хозяйства Санкт-Петербурга на 2004-2010 годы (с изменениями на 2 сентября 2009 года)

2. Жилищное хозяйство

Санкт-Петербург как собственник жилищного фонда должен обеспечить:

соблюдение нормативно-технических требований к содержанию и использованию жилья и объектов коммунальной инфраструктуры;

обеспечение необходимого уровня финансирования для содержания принадлежащей ему недвижимости;

заключение договоров социального найма, найма или аренды жилых и нежилых помещений в принадлежащем ему жилищном фонде;

заключение договора с выбранной на конкурсной основе либо созданной организацией на управление жилищным фондом, а также на предоставление услуг по организации учета и контроля потребления энергетических ресурсов;

обеспечение систематического контроля за реализацией договоров о выполнении необходимых работ по обеспечению сохранности жилищного фонда, соблюдением объема и качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;

заключение договоров с подрядчиками на выполнение работ и предоставление ресурсов требуемых объема, качества и стоимости;

осуществление системы контроля за выполнением договоров;

организацию сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги.

Основным требованием при формировании или выборе управляющей компании должна являться ориентированность на удовлетворение нужд нанимателей и собственников жилья в части, касающейся предоставления им жилищно-коммунальных услуг.

Функции управляющей компании могут выполняться хозяйствующим субъектом любой организационно-правовой формы.

Затраты на предоставление услуг управляющей компании должны включаться в стоимость жилищно-коммунальных услуг.

Необходимо разработать методические рекомендации по развитию системы договорных отношений между собственником жилищного фонда, управляющей организацией, подрядными и ресурсоснабжающими предприятиями.

Следует разграничить функции по организации обслуживания и ремонта жилищного и нежилого фонда и предоставлению коммунальных услуг. Жилищно-эксплуатационные организации должны заниматься только обслуживанием жилищного и нежилого фонда и получать соответствующие платежи населения. Поставщики коммунальных услуг должны заниматься предоставлением коммунальных услуг непосредственно потребителям и получать от них соответствующие платежи напрямую.

Создание благоприятных условий для формирования объединений собственников жилья как основных заказчиков жилищно-коммунальных услуг, а также организация профессионального пообъектного управления обеспечат в среднесрочной перспективе улучшение состояния жилищного фонда, а в долгосрочной - уменьшение стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Создание равных условий для привлечения к управлению жилищным фондом Санкт-Петербурга организаций разных форм собственности требует принятия определенных правовых решений.

Жилищные агентства районов Санкт-Петербурга, являясь бюджетными учреждениями, ограничены в возможности самостоятельно управлять финансовыми ресурсами.

В процессе реформирования государственные учреждения "Жилищные агентства административных районов" должны стать полноценными управляющими компаниями.

Данный вариант не ведет к изменению прав собственности, одновременно предоставляет возможность уполномоченной по договору организации выполнять либо весь комплекс работ по управлению, либо его часть в соответствии с интересами владельцев собственности.

При этом появляется возможность самостоятельно управлять финансовыми ресурсами, оперативно реагировать на непредвиденные ситуации, варьировать стоимость оказываемых услуг в соответствии с запросами собственников.

Принцип покрытия необходимых затрат и расходов бюджетными субсидиями должен сохраниться до перехода к 100-процентной оплате населением жилищных и коммунальных услуг.

Уполномоченное домовладельцами (в том числе и Санкт-Петербургом как одним из домовладельцев) лицо должно заключить с уполномоченной государственной организацией договор оказания жилищно-коммунальных услуг (только в случае выбора именно такого способа управления кондоминиумом).

При демонополизации жилищной сферы целесообразно совершенствовать порядок проведения конкурсов на выполнение специализированных работ (обслуживание лифтового хозяйства, вывоз мусора, установку и обслуживание счетчиков тепла, воды и др.).

В 2005 году предполагается перейти к выполнению на конкурсной основе всех подрядных работ по обслуживанию жилищного фонда Санкт-Петербурга. Организатором конкурсов должны выступать управляющие компании на основании положения, закрепленного в договоре на управление.

Внедрение основанных на развитии конкуренции принципов управления жилищным фондом и предоставления жилищно-коммунальных услуг создает предпосылки для приватизации государственных жилищных предприятий, привлечения частных инвестиций.

Первым этапом приватизации должно стать акционирование. В настоящее время в Санкт-Петербурге уже идет процесс акционирования государственных унитарных ремонтно-строительных и государственных унитарных ремонтно-эксплуатационных предприятий.

До 2005 года может быть завершено акционирование и приватизация государственных организаций, выполняющих подрядные работы по обслуживанию жилищного фонда.

Конкуренция в жилищном хозяйстве должна развиваться в двух направлениях: