Недействующий

Об утверждении региональной целевой программы "Основные направления развития физической культуры и спорта в Ленинградской области" ... (с изм. на 20 мая 2004 года) (утр. силу на осн. постановления Правительства Ленинградской области от 18.07.2011 N 221)

6. Обеспеченность спортивными сооружениями

       Для организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением на территории Ленинградской области имеется 1815 спортивных объектов. Среди них 25 стадионов с трибунами на 1500 и более мест, 27 плавательных бассейнов, 30 лыжных баз, 134 стрелковых тира, 588 спортивных залов, 655 плоскостных спортивных площадок и полей, 39 физкультурно-оздоровительных центров, каток с искусственным льдом и 355 других различных  спортивных сооружений.

За 1999 год количество спортивных сооружений увеличилось на 23 единицы; прибавилось восемь спортивных залов, три физкультурно-оздоровительных центра,  три тренажерных зала, увеличилось количество плоскостных спортивных сооружений. Это стало возможным благодаря совместным усилиям работников физкультурно-спортивных организаций, руководителей предприятий и организаций, администраций муниципальных образований и Правительства Ленинградской области. Наибольший вклад в развитие материально-технической базы вносят муниципальные образования город Сосновый Бор, Киришский район, Гатчинский район и Выборгский район. Однако качество и количество спортивных сооружений в основном не соответствует современным требованиям. Уровень    обеспеченности    населения    муниципальных образований спортивными сооружениями колеблется от 6 до 23 процентов  и в целом по области составляет лишь 12,6 процента  необходимой   потребности    обеспечения   минимальной двигательной активности населения. Следует отметить, что  большинство муниципальных образований не находит средств для содержания и эксплуатации спортивных сооружений, тем более для капитального строительства. Это приводит  к обветшанию и разрушению материальной базы.

Современные тенденции  управления физкультурно-спортивным движением.  Российская система организации физкультурно-спортивного движения основана на опыте советской системы, которая прекрасно зарекомендовала себя и считается одной из самых лучших в мире. Основными ее элементами  являются опора на государственные спортивные учреждения на всех этапах многолетней подготовки спортсменов и высокий профессионализм тренерско-педагогического состава. Как и любая другая, советская системы спорта  имела  ряд недостатков. Так, западные аналитики считают, что наличие ранней специализации в детских спортивных школах  ограничивает свободу ребенка в выборе свободного пути своего физического совершенствования и способствует одностороннему развитию; ранняя профессионализация является тяжелой психологической нагрузкой для детей и угнетающе действует на эмоциональную сферу. Устранить негативное влияние указанных факторов можно с помощью увеличения числа отделений в ДЮСШ в целях создания свободы выбора на начальных этапах спортивного пути  и расширения средств, используемых для работы спортивной школы. Заслуживает внимание опыт Тюменской области, где прошла апробацию концепция инновационного развития, предусматривающая перенос занятий по физическому воспитанию из общеобразовательных в спортивные школы, увеличение минимальной физической нагрузки до шести часов в неделю и  вывод уроков за сетку школьного расписания.

Важным недостатком является отсутствие единого государственного спортивного учреждения, которое отвечало бы за подготовку спортсменов высокого класса и спортивного резерва. Как известно, за подготовку высоквалифицированных спортсменов призваны отвечать школы высшего спортивного мастерства, а спортивный резерв готовится в ДЮСШ и детско-юношеских школах олимпийского резерва. При достижении  спортивных результатов определенного уровня спортсмены вынуждены переходить из одного государственного заведения в другое. Этот процесс зачастую сопровождается конфликтом интересов, нарушением методической линии подготовки спортсмена, отсутствием преемственности в использовании средств и методов, психологическими стрессами и, в конечном итоге, необоснованными потерями или снижением спортивного результата.  В тоже время каждое из перечисленных учреждений не может самостоятельно обеспечить полный цикл подготовки спортсмена, потому что это противоречит существующим нормативным документам. Таким образом,  необходимо создать областное государственное учреждение,  с одной стороны отвечающее за подготовку спортсменов высокого класса, а с другой,  обеспечивающее  подготовку спортивного резерва.  Следует отметить, что Федеральный закон “О физической культуре и спорте в Российской Федерации“  позволяет создать государственные центры олимпийской и спортивной подготовки. При федеральном органе по физической культуре и спорту такой центр существует уже в течение нескольких лет.