Для организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением на территории Ленинградской области имеется 1815 спортивных объектов. Среди них 25 стадионов с трибунами на 1500 и более мест, 27 плавательных бассейнов, 30 лыжных баз, 134 стрелковых тира, 588 спортивных залов, 655 плоскостных спортивных площадок и полей, 39 физкультурно-оздоровительных центров, каток с искусственным льдом и 355 других различных спортивных сооружений.
За 1999 год количество спортивных сооружений увеличилось на 23 единицы; прибавилось восемь спортивных залов, три физкультурно-оздоровительных центра, три тренажерных зала, увеличилось количество плоскостных спортивных сооружений. Это стало возможным благодаря совместным усилиям работников физкультурно-спортивных организаций, руководителей предприятий и организаций, администраций муниципальных образований и Правительства Ленинградской области. Наибольший вклад в развитие материально-технической базы вносят муниципальные образования город Сосновый Бор, Киришский район, Гатчинский район и Выборгский район. Однако качество и количество спортивных сооружений в основном не соответствует современным требованиям. Уровень обеспеченности населения муниципальных образований спортивными сооружениями колеблется от 6 до 23 процентов и в целом по области составляет лишь 12,6 процента необходимой потребности обеспечения минимальной двигательной активности населения. Следует отметить, что большинство муниципальных образований не находит средств для содержания и эксплуатации спортивных сооружений, тем более для капитального строительства. Это приводит к обветшанию и разрушению материальной базы.
Современные тенденции управления физкультурно-спортивным движением. Российская система организации физкультурно-спортивного движения основана на опыте советской системы, которая прекрасно зарекомендовала себя и считается одной из самых лучших в мире. Основными ее элементами являются опора на государственные спортивные учреждения на всех этапах многолетней подготовки спортсменов и высокий профессионализм тренерско-педагогического состава. Как и любая другая, советская системы спорта имела ряд недостатков. Так, западные аналитики считают, что наличие ранней специализации в детских спортивных школах ограничивает свободу ребенка в выборе свободного пути своего физического совершенствования и способствует одностороннему развитию; ранняя профессионализация является тяжелой психологической нагрузкой для детей и угнетающе действует на эмоциональную сферу. Устранить негативное влияние указанных факторов можно с помощью увеличения числа отделений в ДЮСШ в целях создания свободы выбора на начальных этапах спортивного пути и расширения средств, используемых для работы спортивной школы. Заслуживает внимание опыт Тюменской области, где прошла апробацию концепция инновационного развития, предусматривающая перенос занятий по физическому воспитанию из общеобразовательных в спортивные школы, увеличение минимальной физической нагрузки до шести часов в неделю и вывод уроков за сетку школьного расписания.
Важным недостатком является отсутствие единого государственного спортивного учреждения, которое отвечало бы за подготовку спортсменов высокого класса и спортивного резерва. Как известно, за подготовку высоквалифицированных спортсменов призваны отвечать школы высшего спортивного мастерства, а спортивный резерв готовится в ДЮСШ и детско-юношеских школах олимпийского резерва. При достижении спортивных результатов определенного уровня спортсмены вынуждены переходить из одного государственного заведения в другое. Этот процесс зачастую сопровождается конфликтом интересов, нарушением методической линии подготовки спортсмена, отсутствием преемственности в использовании средств и методов, психологическими стрессами и, в конечном итоге, необоснованными потерями или снижением спортивного результата. В тоже время каждое из перечисленных учреждений не может самостоятельно обеспечить полный цикл подготовки спортсмена, потому что это противоречит существующим нормативным документам. Таким образом, необходимо создать областное государственное учреждение, с одной стороны отвечающее за подготовку спортсменов высокого класса, а с другой, обеспечивающее подготовку спортивного резерва. Следует отметить, что Федеральный закон “О физической культуре и спорте в Российской Федерации“ позволяет создать государственные центры олимпийской и спортивной подготовки. При федеральном органе по физической культуре и спорту такой центр существует уже в течение нескольких лет.