Структура финансирования спортивных школ Ленинградской области и
средние данные по Российской Федерации в 1999 году
Финансовая деятельность школ | Ленинградская область | Ленинградская область/ Российская Федерация | |||
1 | 2 | 3 | |||
Заработная плата, тысяч рублей | 10502,5 | 58/ 43,5 | |||
Арендная плата за эксплуатацию спортивных сооружений, тысяч рублей | 1567,2 | 9/9,6 | |||
Доходы от хозяйственной деятельности, тысяч рублей | 433,1 | 2/- | |||
Всего на содержание школ, тысяч рублей | 18028,9 | 100/100 | |||
Суммарные расходы на одного занимающегося, рублей | 45/118 |
| |||
Расходы на одного занимающегося в заработной плате, рублей | 26/52 |
|
Из таблицы видно, что суммарные расходы на одного занимающегося в спортивных школах Ленинградской области и расходы на одного занимающегося в заработной плате были существенно меньше, чем в среднем по России (соответственно 2,71 и 2 раза).
Заработная плата работников ДЮСШ начисляется на основании Единой тарифной сетки как в России в целом, так и в Ленинградской области. В соответствии с нормативными документами, регламентирующими деятельность спортивных школ, уровень заработной платы тренеров-преподавателей связан с квалификацией спортсменов, которых он тренирует. Преимущество имеют тренеры, работающие с высоквалифицированными атлетами. Из данных таблицы 3, иллюстрирующей распределение спортсменов по этапам спортивного пути, видно, что группы квалифицированных спортсменов в Ленинградской области являются очень малочисленными. Это значит, что средний уровень заработной платы тренеров в Ленинградской области существенно меньше по сравнению с их коллегами в других регионах России. По данным экспертной оценки специалистов отдела физической культуры и спорта комитета по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму, совокупная оплата труда основной массы тренеров составляла в 1999 году от 1 до 1,2 тысячи рублей в месяц, что на уровне прожиточного минимума. Начинающие тренеры, работая на двух ставках, могли рассчитывать на заработную плату 600 рублей. Ведущие тренеры, работающие со спортсменами высокого класса, имеют заработную плату от 3 до 3,5 тысячи рублей, но таких тренеров в области не более 10 человек. Таким образом, заработная плата тренеров-преподавателей в Ленинградской области оценивается как очень низкая. Несмотря на это , анализ постатейного распределения расходов показал, что доля заработной платы в общей смете расходов спортивных школ Ленинградской области существенно выше, чем в спортивных школах Российской Федерации. Указанный факт свидетельствует о неадекватном финансировании учебно-спортивных сборов, закупки спортивного инвентаря и экипировки, других важных статей расходов спортивных школ. Это находит подтверждение и при сравнении расходов по арендной плате за эксплуатацию спортивных сооружений. В Ленинградской области они также меньше и, очевидно, несколько занижены. Следовательно, проблемы с подготовкой спортивного резерва и спортсменов высокого класса в Ленинградской области связаны с существенным недофинансированием спортивных школ по всем статьям расходов.
Собственная материальная база спортивных школ включает 42 спортивных зала для различных видов спорта, два плавательных бассейна, три лыжных базы, две горнолыжных базы, один трамплин, 34 открытых спортплощадок, шесть загородных спортивных лагерей. В целом собственная спортивная база ДЮСШ обеспечивает учебный процесс на 33 процента.
Кадровое обеспечение физической культуры и спорта. Всего в спортивных школах Ленинградской области работают 866 тренеров, в том числе 409 штатных, среди них семь Заслуженных тренеров России; 85 процентов штатных тренеров имеют специальное физкультурное образование, 79 - высшую тренерскую категорию, 103- первую, 124 - вторую, то есть тренерский состав - квалифицированный. Однако в настоящее время положение с тренерскими кадрами тревожное:
а) заработная плата тренеров-преподавателей очень низкая. Уровень расходов по другим статьям обеспечения учебно-тренировочного процесса минимальный. В результате тренеры уходят из спортивных школ (1997 год - 912 тренеров, 1999 год - 866 тренеров), в том числе штатные тренеры (1997 год - 431 человек, 1998 год - 415 человек, 1999 год - 409 человек), и это несмотря на вновь открытые ДЮСШ (город Коммунар). В то же время нет притока молодых специалистов в систему спортивных школ;
б) в последние годы сложилась ситуация, когда специалисты не повышают квалификацию на протяжении десятилетий (после окончания учебного заведения повышение квалификации специалиста в области физической культуры предполагается в течение пяти лет; в развитых странах Европы повышение квалификации в области спорта осуществляется ежегодно в виде краткосрочной стажировки в спортивном центре подготовки или участия в международном конгрессе спортивной науки, а также в исследовательских центрах и институтах). Это обстоятельство усугубляется еще и тем, что с начала 90-х годов резко сократился выпуск научной и научно-популярной литературы по спортивной тематике, в результате чего тренер, педагог в сфере спорта имеет возможность получать информацию о передовых достижениях спортивной науки только на спортивных форумах высокого ранга.
Разрешить возникшую проблему можно лишь возобновив систему повышения квалификации и переподготовки физкультурных кадров, а также издания методических материалов по проблемам подготовки спортсменов высокого класса и ближайшего резерва, связать воедино общетеоретические положения спортивной науки с научно-методическим обеспечением тренировочного процесса, учитывая опыт работы не только в нашей стране, но и за рубежом.