Организация летнего оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков входит в число наиболее важных направлений работы Правительства Ленинградской области и администраций муниципальных образований.
Последовательная перестройка и обновление системы организации оздоровления и отдыха детей в каникулярное время в течение последних лет была направлена на создание комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей, профилактику заболеваний, текущее медицинское и санитарно-гигиеническое обслуживание, режим питания, на занятия физической культурой и спортом, развитие творческого потенциала учащихся, закрепление ими знаний, полученных в учебных заведениях, совершенствование возможностей по художественной, научно-технической, спортивно-оздоровительной, социально-педагогической, туристско-краеведческой и эколого-биологической образовательной деятельности.
Существенной помощью в формировании единой государственной политики по вопросам создания комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей, объединении экономических и организационных усилий комитетов социального комплекса Правительства Ленинградской области, администраций муниципальных образований, средств внебюджетных фондов, предприятий различных форм собственности для организации оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков стало ежегодное утверждение Правительством Ленинградской области региональной целевой комплексной программы "Лето".
Дальнейшее развитие получило формирование муниципальных комплексных программ оздоровления и отдыха детей и подростков на основе учета территориальных, социокультурных и национальных особенностей.
Для осуществления межведомственного подхода к решению вопросов организации оздоровления и отдыха детей и подростков существенное значение имела работа (практически круглогодично) межведомственных координационных комиссий по вопросам оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков при Правительстве Ленинградской области и администрациях муниципальных образований. Продолжалась работа по совершенствованию нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность комитетов Правительства Ленинградской области и администраций муниципальных образований по вопросам организации отдыха, оздоровления и реабилитации детей.
Отличительной чертой летней оздоровительной работы стал адресный подход к организации отдыха и оздоровления различных категорий детей. Было реализовано свыше 35 областных и муниципальных моделей программ оздоровления детей, нуждающихся в особой заботе государства, подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, развития творческой и социальной активности детей и подростков Ленинградской области.
В 2000 году продолжалась реструктуризация инфраструктуры детского отдыха и оздоровления. Увеличилось число стационарных оздоровительных лагерей, каждый пятый оздоровительный лагерь работал в круглосуточном режиме.
Стабилизирующим фактором функционирования системы детского отдыха и оздоровления явилось бесперебойное выделение запланированных финансовых средств из федерального бюджета, областного бюджета и бюджетов муниципальных образований.
Положительную роль в финансировании организации летнего отдыха сыграла гибкая позиция Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, оперативно и предметно подходившего к каждой нестандартной ситуации.
В результате укрепления на областном и муниципальном уровнях межведомственной координации по вопросам организации оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков летом 2000 года было обеспечено оздоровление и отдых 123300 детей и подростков (67,8 процента общего числа учащихся и воспитанников в возрасте до 15 лет ) в 950 оздоровительных лагерях всех типов и видов.
699 детских оздоровительных лагерей для 95970 детей было организовано комитетом общего и профессионального образования Правительства Ленинградской области, муниципальными органами управления образованием и Ленинградским отделением Фонда социального страхования Российской Федерации; 152 оздоровительных лагеря для 10436 детей и подростков из социально незащищенных семей - комитетом по труду и социальной защите населения Ленинградской области; 33 оздоровительных лагеря для 2565 подростков и молодежи - комитетом по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Правительства Ленинградской области; 34 полусанаторных оздоровительных лагеря для 3354 часто и длительно болеющих детей - комитетом по здравоохранению Правительства Ленинградской области и Ленинградским областным фондом обязательного медицинского страхования; 17 стационарных оздоровительных лагерей для детей и подростков в возрасте от 6 до 15 лет - промышленными и сельскохозяйственными предприятиями совместно с Ленинградским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации.
Выполняя социальный заказ школы, семьи и детей на оздоровление и отдых, в летний период в Ленинградской области работали 82 спортивно-оздоровительных лагеря, 35 экологических лагерей, 8 лагерей для детей, проживающих на территориях с особым социально-экономическим статусом, 8 фольклорно-ремесленных оздоровительных лагерей, 25 валеологических лагерей, 15 туристических лагерей, 3 математических лагеря, 33 творческих лагеря, 10 краеведческих лагерей, 6 реставрационных лагерей, 87 лагерей для детей, поступающих в первый класс общеобразовательных школ, 152 лагеря для детей из социально незащищенных семей, 250 лагерей для детей, проживающих в сельской местности, 21 лагерь для подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел Ленинградской области.
Каждый четвертый оздоровительный лагерь работал в режиме круглосуточного пребывания детей.
Оздоровительные лагеря работали на базе 452 общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских домов, 87 детских дошкольных учреждений, 82 учреждений дополнительного образования, 34 учреждений здравоохранения, 73 учреждений социальной защиты населения, 11 воинских частей, 15 учреждений культуры, 15 подростковых клубов, профессиональных училищ и на других базах.
В летнее время особое внимание уделялось оздоровлению и отдыху детей из социально незащищенных семей. Летом 2000 года оздоровление и отдых получили 72275 детей данной категории (63,4 процента всех оздоровленных детей), из них 36435 детей из многодетных и неполных семей, 8200 детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, 3115 детей с ограниченными возможностями здоровья, 883 ребенка-инвалида, 6677 детей, состоящих на учете в органах внутренних дел, 3344 ребенка часто и длительно болеющих, 12200 творчески одаренных детей, 1490 детей, проживающих на территории с особым социально-экономическим статусом.
В производственных бригадах, школьных лесничествах, учебных хозяйствах и на учебно-опытных участках летом 2000 года было занято 61800 детей и подростков, 5214 рабочих мест было предоставлено подросткам, состоящим на учете в органах внутренних дел, 8900 подростков были трудоустроены в рамках семейно-родственных отношений, 52000 человек побывали на экскурсиях и в многодневных походах. Проведены областные соревнования по 12 видам спорта.
Результативность проводимой работы по организации оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков летом 2000 года характеризуется таким основным показателем (по сравнению с 1999 годом), как снижение на 10 процентов общей заболеваемости детей и школьников.
Благодаря совместной деятельности всех заинтересованных ведомств по организации отдыха и занятости детей, подростков и молодежи летом 2000 года число преступлений, совершенных несовершеннолетними, сократилось на 17,9 процента, число участников преступлений - на 18 процентов. В целом за 2000 год зарегистрировано уменьшение числа участников преступлений на 9,9 процента, в том числе учащихся учебных заведений на 9,3 процента, лиц без определенных занятий - на 10,2 процента, в группах - на 15,1 процента, в состоянии алкогольного опьянения - на 24,7 процента.
Большинство администраций муниципальных образований, комитетов социального комплекса, внебюджетных фондов ответственно подошли к организации летней кампании в части выделения финансовых средств на выполнение региональной целевой комплексной программы "Лето-2000" (финансовое обеспечение программы составило 92349,9 тысяч рублей, или 122,2 процента запланированного).
Однако система оздоровления и отдыха требует дальнейшего программного комплексного развития, так как положение детей Ленинградской области не дает основания для позитивного прогноза улучшения их здоровья на ближайшую перспективу. Существует разрыв между принятием мер в интересах детей и получением эффекта от их реализации.
По состоянию на 1 января 2001 года (по сравнению с 1999 годом) на 60,7 процента увеличилось число детей, состоящих на диспансерном учете по заболеваниям нервной системы, органов дыхания, пищеварения, мочеполовой системы.
Число подростков больных алкоголизмом увеличилось на 50 процентов, наркоманией - в 2,3 раза, токсикоманией - на 5 процентов.
При сокращении в структуре населения области численности детей наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-инвалидов.
Проблемой остается организация в общеобразовательных школах горячего питания школьников в течение учебного года.
По состоянию на 1 января 2001 года горячим питанием охвачено 44,8 процента учащихся, что является одной из причин роста показателей заболеваемости и ослабленности здоровья.
Не уменьшается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (6,6 процента всех учащихся).
Наметилась тенденция роста численности детей, оставшихся без попечения родителей. Если в 1999 году выявлено 1654 ребенка, то в 2000 году - 1685 детей, из которых детей-сирот 14 процентов и 86 процентов детей, оставшихся без попечения при живых родителях.
В детских домах находится 1761 ребенок (в 1998 году - 1640 детей), в специальных (коррекционных) школах - 760 детей-сирот, в профессиональных учебных заведениях - 716 подростков-сирот.
По-прежнему остается актуальной проблема правонарушений и преступлений детей и подростков. За 2000 год удельный вес подростковой преступности составил 10,8 процента (средне-российский показатель - 8,9 процента).