Создание основ рыночной экономики в России, становление новой государственности на подлинно федеративных началах требует адекватной информационной политики. Формирование информационных ресурсов как в России в целом, так и в Ленинградской области осуществляется в сложных условиях.
Укрепление экономического роста Ленинградской области, начавшееся в 1999 году, продолжилось и в 2000 году. Наиболее существенными факторами подъема экономики области стали развитие импортозамещения, активизация экспорта продукции ряда сырьевых отраслей, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, рост инвестиций в основной капитал вследствие увеличения доли денежных средств в составе оборотных активов предприятий, постепенное увеличение внутреннего платежеспособного спроса со стороны как реального сектора экономики, так и населения, а также улучшение бизнес-среды, то есть повышение политической и экономической стабильности. Информация, превращенная в знания, позволяет оптимизировать управленческие решения, строить прогнозы социально-экономического развития региона и создавать предпосылки для дальнейшего роста экономических показателей.
Развитие рыночных отношений создает острую необходимость вовлечения информационных ресурсов и технологий в систему товарных отношений, интенсивного развития информационных систем и сетей. Основой информационных ресурсов государственных органов в сфере экономики была и остается статистическая информация, роль и значимость которой возрастает из года в год.
Вместе с тем в процессе реформирования механизмов управления значительно увеличиваются бюджетные расходы на создание системы мониторинга и статистического наблюдения, информационных систем и информационных ресурсов Правительства Ленинградской области. Для обеспечения подъема экономики необходимо иметь достоверную и полную информацию в целом по Ленинградской области, по муниципальным образованиям, а также по финансово-экономической ситуации в хозяйствующих субъектах, поэтому Правительством Ленинградской области принимаются все меры для продолжения реформирования статистической деятельности на территории области. Это обусловлено тем, что выполняемые Санкт-Петербургским комитетом государственной статистики наблюдения представляются федеральным органам власти в агрегированном виде на уровне среднеобластных показателей, что не позволяет органам власти и управления области и муниципальных образований проводить взвешенную политику развития региона. Для принятия органами местного самоуправления эффективных решений по вопросам, входящим в предмет их ведения, требуется объективная статистическая информация о конкретных предприятиях и организациях различных отраслей и социальная информация с малыми периодами актуализации.
Обеспечение требуемой информацией всех ветвей власти областного и муниципального уровней, а также расширение состава информации требует проведения дополнительных работ, не финансируемых из федерального бюджета. Вследствие этого Правительство Ленинградской области вынуждено искать альтернативные пути получения, обработки и передачи первичной статистической информации, удовлетворяющие поставленным губернатором Ленинградской области требованиям.
В 1993 году было принято совместное распоряжение председателя Ленинградского областного Совета народных депутатов и главы администрации Ленинградской области от 2 июля 1993 года N 511-р/132-р “О создании в Ленинградской области государственной системы экономического информационного обеспечения региональных органов власти и управления” и разработана система статистических работ Ленинградской области (в дальнейшем - программа "Регионстатинформ"), ориентированная на выполнение федеральной целевой программы “Реформирование статистики в 1997-2000 годах”.
Мероприятия региональной целевой программы "Регионстатинформ" на 2001 год (далее - программа) являются неотъемлемым продолжением первого этапа реформирования российской статистики, завершившегося в 1996 году в соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики.
Первый этап реформирования статистики был реализован на принципах максимальной концентрации ресурсов по наиболее важным фундаментальным направлениям. В результате определился состав статистических показателей, в достаточной степени отражающий различные аспекты развития экономики. Созданы основы Единого государственного регистра предприятий и организаций, Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации. Сформированы основные социальные показатели, характеризующие занятость, рынок труда, уровень жизни, социальную защиту населения и другие макроэкономические показатели в сфере цен, финансов и денежного обращения, промышленного производства, потребительского рынка, которые стали важными рычагами управления экономическим развитием области.
Развитие экономических реформ, расширение спроса на информацию со стороны органов власти и местного самоуправления для принятия ими управленческих решений, а также появление спроса на информацию со стороны предпринимателей, населения и других потребителей сделали необходимым системное реформирование организации статистического наблюдения. С выдвижением на первый план потребностей общества в актуальной информации реформирование статистики превратилось в средство реализации качественно новых задач, предполагающих достаточность статистических данных для управления экономикой области и обеспечения информационных потребностей всех членов общества.
В ходе реформирования статистики в 1997-2000 годах на базе утвержденной на федеральном уровне системы статистических показателей, существующей методологии их расчета, методов сбора статистической отчетности предполагалось завершение создания модели региональной статистики, адаптированной к условиям развития рыночных отношений, дополнительное перераспределение функций между федеральным и региональным уровнями статистической информационной системы. Предполагалось, что повысится роль и обеспечится высокая оперативность и максимальная достоверность статистических данных, совершенствуется программно-технологический и технический уровень, будут обеспечены необходимые условия труда работников статистики. Однако ограниченность финансовых ресурсов не позволила выполнить намеченные планы. Состояние статистических работ в Ленинградской области в настоящий момент соответствует уровню 1996-1997 годов и требует принятия кардинальных мер со стороны Правительства Ленинградской области. По оценке специалистов для достижения уровня эффективности статистической деятельности, соответствующей стандартам Европейского сообщества, потребуется в течение последующих пяти лет обеспечить финансирование программы на уровне 10 - 12 миллионов рублей в год (в ценах 2000 года).
Ежегодно объем регионального разреза статистической информации сокращается и перестает удовлетворять потребности пользователей. Так, в федеральной программе статистических работ на 2001 год сокращены работы по разделам “3.2. Сельское хозяйство”, “3.8. Платные услуги”, “3.9. Здравоохранение”, “3.10. Образование и культура”, “3.12. Наука и инновации”, сокращен выпуск официальных статистических публикаций Госкомстата России. По-прежнему органами статистики не разрабатывается большинство показателей паспорта муниципального образования. Представляемая статистическая информация не в полной мере отвечает требованиям по показателям, разрезности и оперативности. Особо необходимо отметить отсутствие информации муниципального уровня по всем видам проводимых работ.
Кроме того, реализация современных методов эксплуатации информационных ресурсов и информационных технологий предполагает наличие необходимого парка технических средств. Однако большинство структурных подразделений Правительства Ленинградской области и администраций муниципальных образований не располагают техникой, обеспечивающей работу по современным технологиям. Отсутствуют телекоммуникационные средства, позволяющие обеспечить оперативный обмен информацией между владельцами баз данных.
Учитывая сказанное, региональная целевая программа "Регионстатинформ” на 2001 год направлена на продолжение работ по дальнейшему реформированию статистической деятельности в Ленинградской области в целях наиболее полного обеспечения потребностей органов власти всех уровней в объективной статистической информации о социально-экономическом развитии области и муниципальных образований для принятия эффективных управленческих решений.
Тематически региональная программа статистических работ Ленинградской области базируется на основе федеральной программы статистических работ на 2001 год, запросов структурных подразделений Правительства Ленинградской области и администраций муниципальных образований.
В отличие от федеральной программы региональная программа в первую очередь ориентирована на потребности областных органов государственного и муниципального управления в статистической информации. Информационно-статистическое обслуживание органов власти и управления области и органов местного самоуправления осуществляется на регулярной основе в рамках ежегодных договоров на статистическое обслуживание, заключаемых с Санкт-Петербургским комитетом государственной статистики и его структурными подразделениями.
Развитие экономических реформ, расширение спроса на информацию со стороны органов государственной власти и управления, предпринимателей, населения и других потребителей создают необходимость системного реформирования организации статистического наблюдения в муниципальном и областном разрезах.
В ходе реализации программы необходимо решить следующие проблемы:
на базе утвержденной системы статистических показателей, методологии их расчета и методов сбора статистической отчетности начать разработку комплексной модели региональной государственной статистики, адаптированной к условиям развития экономики, повысить эффективность взаимодействия с регистрирующими, банковскими, налоговыми и другими органами по вопросу информационного обеспечения социально-экономических процессов, происходящих в области;
повысить роль муниципальной статистики в обеспечении статистической информацией органов местного самоуправления;
обеспечить высокую оперативность и максимальную достоверность статистических данных; развивать электронные формы представления информации;
повысить программно-технологический и технический уровень; обеспечить необходимые условия труда для пользователей информации.
В рамках сформированных проблем выделены оперативные задачи, реализация которых позволит заложить основы для разработки перспективной программы статистических работ Ленинградской области до 2005 года и перехода к муниципально-региональным государственным статистическим наблюдениям путем:
системного подхода при организации и выполнении программы;
нормативно-правового регулирования;
минимизации ресурсных требований и затрат на этапе реализации программы;
комплексирования информационных ресурсов и преемственности в разработке программно-технологических комплексов;
нацеленности на конкретный результат.
При разработке программы учтены требования федерального и областного законодательства, а также обеспечена связь с комплексом работ по реализации социально-экономических программ и мероприятий в сфере информационно-аналитической деятельности, информатизации и телекоммуникации.