Ленинградская область является территорией со сложной социально-демографической ситуацией, где сохраняется тенденция увеличения численности детей-инвалидов. На 1 января 2000 года на учете в органах социальной защиты населения Ленинградской области состояло 7684 человека в возрасте до 18 лет, которые получают социальную пенсию, что на 1264 человека (16,4 процента) больше, чем по состоянию на 1 января 1998 года. Анализ состояния детской инвалидности за период с 1997 по 2000 год, проведенный по муниципальным образованиям Ленинградской области, показал, что 62,4 процента муниципальных образований имеют стабильный уровень детской инвалидности, в 5 районах отмечено снижение числа детей-инвалидов. Увеличение уровня детской инвалидности наблюдается в Бокситогорском районе (в 1,7 раза), Всеволожском районе (в 1,3 раза), Выборгском районе (в 1,3 раза), Приозерском районе (1,2 раза), Киришском районе (в 1,2 раза) и в городе Сосновый Бор (в 1,5 раза).
В структуре причин детской инвалидности преобладают заболевания нервной системы и органов чувств (22,5 процента), врожденные аномалии развития (16,7 процента), психические заболевания (14,4 процента), последствия травм (8,2 процента).
Следует отметить крайне позднее выявление детей-инвалидов. В 1999 году при первичном освидетельствовании были признаны инвалидами 46 процентов детей в возрасте от 8 до 14 лет, 27 процентов - до трех лет, 16,2 процента - от 4 до 7 лет, причем в возрастной группе от 8 до 14 лет у 62 процентов детей была определена умственная отсталость.
Как и прежде, основными причинами, способствующими возникновению инвалидности у детей, являются следующие: ухудшение экологической обстановки, рост детского травматизма, высокий уровень заболеваемости родителей, отсутствие в силу многих причин культуры здорового образа жизни.
Подавляющее большинство детей-инвалидов воспитываются в семьях, которые относятся к категории малообеспеченных (семьи безработных родителей, одиноких матерей, семьи “риска”).
340 детей-инвалидов области с нарушенным интеллектом находятся на полном государственном обеспечении в Волосовском и Приозерском детских домах-интернатах.
Остаются нерешенными многие медико-социальные, психолого-педагогические проблемы, связанные с вопросами детской инвалидности: неудовлетворительное оснащение медицинских учреждений современной диагностической аппаратурой, недостаточно развитая сеть учреждений восстановительного лечения, слабое состояние службы медико-психолого-социальной реабилитации и медико-социальной экспертизы детей-инвалидов, сложности в профессиональной ориентации.
Возможности детей с умственными и физическими ограничениями и семей, в которых они проживают, в сфере образования, трудоустройства, обеспечения жильем, участия в социальной и культурной жизни неадекватны возможностям здоровых людей. Должны быть созданы условия для интеграции инвалидов в общество и сформулированы предпосылки к их независимой жизни.
Несмотря на проводимую работу по профилактике детской инвалидности и созданию условий для эффективной медико-социальной реабилитации, психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, до сих пор остается нерешенным ряд проблем.
Одной из острейших проблем является адекватная диагностика развития ребенка для помещения его в тот или иной тип учреждения.
Посильную помощь семьям, воспитывающим детей-инвалидов, оказывают центры и отделения реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями, находящиеся в ведении органов социальной защиты населения. В Ленинградской области такие центры начали создаваться с 1992 года. В настоящее время работают 6 центров и 7 отделений реабилитации для детей и подростков с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата и психолого-неврологическими нарушениями в возрасте до 18 лет с общим числом стационарных мест 290. В 2000 году открываются еще 2 центра и 2 отделения реабилитации для детей с ограниченными возможностями.
Одной из функций этих учреждений, помимо оказания ребенку-инвалиду реабилитационных услуг, является работа с семьями, воспитывающими таких детей. Родителей детей-инвалидов обучают методикам реабилитации детей, которые можно применять самостоятельно, им оказывается психолого-педагогическая и юридическая помощь. Важно, что родители, воспитывающие детей-инвалидов, имеют возможность получить бесплатную квалифицированную реабилитационную помощь для своего ребенка в реабилитационном учреждении по месту жительства.
Часть учреждений имеют стационары, в которых дети-инвалиды могут находиться в течение 5 дней, часть - отделения дневного пребывания, где ребенок может находиться от нескольких часов до полного дня. Это дает возможность родителям воспитывать детей-инвалидов в семье (особенно в сельской местности) и работать, тогда как прежде они вынуждены были прекращать трудовую деятельность в связи с необходимостью ухода за ребенком.
Для улучшения работы по профилактике детской инвалидности в четырех центрах реабилитации открыты отделения раннего вмешательства, которые обслуживают детей до трех лет. Этот охват детей достигнут благодаря взаимосвязи с детскими поликлиниками, направляющими детей в центры. Особое внимание и патронаж уделяется детям из группы биологического риска (недоношенные, маловесные при рождении, с родовыми травмами), которым в будущем, с большой степенью вероятности, грозит отставание в развитии. Так, в центре реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями города Светогорска за 1999 год было обследовано 97 процентов новорожденных детей.
Все центры реабилитации оснащены автомобильным транспортом, что позволяет охватывать реабилитационными мероприятиями детей-инвалидов из отдаленных волостей, организовывать круглосуточные группы, решать проблему транспортной доставки детей-инвалидов. Наличие реабилитационного оборудования позволяет оказывать комплекс социально-реабилитационных мероприятий.
С целью формирования и совершенствования компьютерной базы данных о семьях, воспитывающих детей-инвалидов, все центры реабилитации оснащены компьютерами.
В центрах реабилитации и детских домах-интернатах большое внимание уделяется развитию трудовых мастерских (творческие, швейные, ткацкие, столярные и другие).
Объем финансирования программы “Дети-инвалиды” в 1999 году из средств федерального бюджета составил 5,6 процента запланированного, из средств областного бюджета - 35,6 процента.
Учитывая тенденцию увеличения численности детей-инвалидов, комитетом по труду и социальной защите населения Ленинградской области проводится активная работа по развитию сети центров и отделений реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями. В Ленинградской области к 2003 году планируется функционирование 22 специализированных учреждений реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Реализация мероприятий программы “Дети-инвалиды" на 2001-2003 годы позволит решать проблемы детей с отклонениями в развитии и создавать им условия для независимой жизни.
Продление срока действия программы “Дети-инвалиды" актуально, так как решение проблем инвалидности в социальном, медицинском и психолого-педагогическом аспектах, вопросов, связанных с эффективной организацией ее профилактики, имеет долгосрочный характер и в дальнейшем потребует значительных усилий.