Региональная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда на территории Ленинградской области" на 1998-2000 годы не финансировалась за счет средств федерального и областного бюджетов в 1998-1999 годах. В то же время реализация программы за счет средств предприятий и проведения организационных мероприятий, не требующих финансирования, дала определенные положительные результаты:
разработано и утверждено Положение о системе управления охраной труда на территории Ленинградской области;
проведена подготовительная работа по созданию областного центра профпатологии (разработаны структура и схема функционирования центра, составлена смета расходов на его создание);
приняты меры для высвобождения женщин, занятых на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда (проведена аттестация рабочих мест, разработаны соответствующие мероприятия);
составлены реестры предприятий-производителей средств индивидуальной защиты в Ленинградской области и предприятий, на которых необходимо их применение;
регулярно осуществлялось информационное обеспечение организаций действующей нормативно-технической документацией и бланочной продукцией по охране труда, выпускались сообщения для работодателей о тематических средствах пропаганды;
разработаны и направлены в учебно-методические центры охраны труда Ленинградской области программы по охране труда для подготовки руководителей и специалистов организаций (прошли обучение и проверку знаний в 1998 году - 3100 человек, в 1999 году - 3553 человека в 2000 году планируется обучить 4660 человек);
организован инструментальный контроль условий труда на рабочих местах, который осуществляют 17 лабораторий Центра госсанэпиднадзора в Ленинградской области и 16 независимых аккредитованных лабораторий;
разработана и внедряется программа "Автоматизированное рабочее место государственного эксперта по условиям труда" (АРМ "Эксперт").
Несмотря на принимаемые меры, состояние условий и охраны труда в Ленинградской области в 1998-1999 годах, по данным Санкт-Петербургского комитета государственной статистики и оценке органов государственного управления, надзора и контроля, оставалось крайне неблагополучным.
В Ленинградской области потери от нетрудоспособности пострадавших на производстве составляют ежегодно 52-60 тысяч человеко-дней. В 1998 году число пострадавших на производстве из расчета на 1000 работающих составило 6,4 человека (по Российской Федерации - 5,3), погибло 59 и получили увечье 26 человек, затраты по несчастным случаям на производстве и профессиональным заболеваниям составили 20,9 млн. рублей. В 1999 году в результате несчастных случаев на производстве погибло 75 и получили увечье 59 человек.
Старение основных производственных фондов и, как следствие, неудовлетворительное состояние условий труда продолжают оставаться основной причиной роста профессиональной заболеваемости. Согласно информации Центра госсанэпиднадзора в Ленинградской области, санитарным нормам не отвечают 56,9 процента промышленных и сельскохозяйственных предприятий. За 1999 год зарегистрировано 229 больных с впервые выявленным диагнозом профессионального заболевания, что на 38 процентов выше уровня профессиональной заболеваемости 1998 года. Численность работников, пользующихся одной или более льготами и компенсациями за работу во вредных условиях труда, составляет в промышленности 21,2 процента, в строительстве - 22,9 процента, на транспорте - 30,7 процента общей численности работников.
Помимо неудовлетворительного состояния условий труда, причинами, определяющими высокие показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, являются недостаточная обеспеченность средствами индивидуальной и коллективной защиты, приборами контроля за условиями труда, низкий уровень знаний требований охраны труда всех участников производственного процесса, ослабление трудовой и технологической дисциплины. Неблагоприятно отражаются на состоянии условий и охраны труда несовершенство нормативной правовой базы, отсутствие экономического механизма обеспечения охраны труда и недостаточная скоординированность действий в области охраны труда субъектов социально-трудовых отношений.
Приведенные данные свидетельствуют, что необходимо совершенствовать работу по улучшению условий и охраны труда. Существующие проблемы следует решать комплексно, с привлечением всего имеющегося в регионе научно-технического и производственного потенциала, с разработкой программных мероприятий и их финансированием за счет средств областного бюджета, средств фонда социального страхования и сумм административных штрафов, взыскиваемых за нарушения законодательства и нормативно-правовых актов в области охраны труда.