Цель настоящей программы заключается в создании на территории Ленинградской области стабильно функционирующей общественно-государственной системы профилактики девиантного поведения в молодежной среде.
2.2. Основные задачи программы
Для достижения цели программы необходимо решение следующих задач:
1) создание условий для полноценной реализации Федерального закона “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ;
2) формирование в Ленинградской области основ общественно-государственной системы профилактики девиантного поведения в молодежной среде;
3) создание и оснащение специализированных учреждений отрасли молодежной политики, осуществляющих профилактику девиантного поведения в молодежной среде непосредственно по месту жительства и на региональном уровне;
4) научно-методическое, информационно-аналитическое, кадровое обеспечение системы профилактической деятельности. Повышение психолого-педагогической компетенции взрослых (родителей, педагогов, инспекторов ОППН, социальных работников и других лиц, работающих с молодежью);
5) своевременное выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, устранение причин и условий, способствующих проявлению девиантного поведения в молодежной среде;
6) оказание необходимой социально-психолого-педагогической поддержки указанной категории населения.
2.3. Структура программы
Настоящая программа предполагает совместную работу государственных органов и органов местного самоуправления, реализующих молодежную политику, специалистов других отраслей социальной сферы (социальных служб, учреждений здравоохранения и образования, правоохранительных органов и т.д.), а также общественных объединений и прочих заинтересованных организаций, при финансовом обеспечении деятельности за счет средств областного бюджета по разделу "Молодежная политика".
Общая координация и отчетность по выполнению мероприятий программы возлагается на комитет по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Правительства Ленинградской области.
Реализация программы предполагается по следующим направлениям:
совершенствование нормативно-правовой базы отрасли молодежной политики в сфере профилактической деятельности;
обеспечение координации деятельности субъектов государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
создание и поддержка деятельности региональных и муниципальных учреждений профилактики девиантного поведения, входящих в отрасль молодежной политики и другие отрасли социальной сферы;
организация подготовки и повышения квалификации кадров, занимающихся профилактической работой в молодежной среде;
организация и проведение комплекса мероприятий, непосредственно направленных на профилактику девиантного поведения, по отрасли молодежной политики (совместно с общественными объединениями), в том числе профилактика употребления алкоголя и наркотиков, мероприятия по обеспечению занятости молодежи в свободное от учебы и работы время, работа с несовершеннолетними и молодыми семьями, находящимися в социально опасном положении.
2.4. Обоснование актуальности направлений программы
2.4.1. Совершенствование нормативно-правовой базы отрасли молодежной политики в сфере профилактической деятельности
Анализ нормативно-правовой базы по вопросам профилактической работы с молодежью показывает ее несоответствие насущным проблемам. До сих пор не разработаны или не приняты проекты федеральных законов “О защите жилищных прав несовершеннолетних", “О государственной поддержке учреждений системы летнего отдыха и оздоровления”, “О государственной поддержке подростковых клубов по месту жительства”, не изданы полные сборники нормативных и правовых документов по вопросам профилактики детской и подростковой безнадзорности и правонарушений. Департамент по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации только приступает к разработке концепции федерального закона "О воспитании и воспитательном процессе" и проекта федерального закона "Об основах ювенальной юстиции".
Таким образом, необходимо активизировать законотворческую и нормотворческую деятельность на уровне субъекта Российской Федерации, то есть в инициативном порядке разрабатывать проекты законов Ленинградской области и другие нормативные документы, действующие на региональном и муниципальном уровнях.
Затраты на разработку проектов законов, других нормативно-правовых документов, а также на их издание определены на основании фактически сложившегося уровня договорных цен на данные услуги со стороны научно-исследовательских учреждений, а также издательств и типографий Санкт-Петербурге по состоянию на 1 января 2000 года.
2.4.2. Обеспечение координации деятельности субъектов государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Практика показывает неоспоримую эффективность консолидации усилий деятельности субъектов государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Отработан алгоритм взаимодействия и координации их деятельности, используемый при реализации комплексной межведомственной профилактической операции “Подросток”, проведении заседаний комиссий по делам несовершеннолетних, коллегий ведомств социальной сферы по решению различных проблемных вопросов профилактики детской безнадзорности и правонарушений, а также в работе органов внутренних дел по разобщению организованных преступных группировок и использованию в этих целях уголовно-правовых норм.
Для дальнейшего обеспечения координирующих задач необходимо:
в конце каждого текущего года подготавливать и направлять в адрес субъектов системы профилактики, указанных в соответствующем федеральном законе, обобщенную информацию о состоянии проблемы девиантного поведения в молодежной среде со своими предложениями на предстоящий период, своевременно предоставлять эту информацию всем заинтересованным структурам;