Рыночные реформы, осуществляемые в России на протяжении ряда лет и приведшие страну к системному кризису, наиболее отрицательно сказались на молодежной среде. Молодежь - наше будущее, которое в настоящее время находится на грани физического и духовного выживания. Особенно острой является проблема детей, подростков и молодых людей асоциального (отклоняющегося) или девиантного поведения. Девиантное поведение всегда связано с несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности распространенным в обществе или его группах нормам, правилам поведения, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям.
Официальная статистика свидетельствует о росте молодежной преступности в России. Наблюдается тенденция к омоложению преступности, особенно среди девочек подросткового возраста, увеличению числа несовершеннолетних правонарушителей с психическими отклонениями.
Можно выделить две основные группы причин подростковых и молодежных правонарушений:
социально - экономические причины, вызванные факторами, длительное время нарушающими трудовой уклад жизни и деформирующими быт людей (экономический кризис, безработица и т.д.);
социально-психологические причины, являющиеся следствием социально-экономических факторов. Прежде всего они связаны с кризисом семьи, увеличением количества разводов и неполных семей, ухудшением морального климата в отношениях между родителями и, как следствие, грубом отношении с детьми, их частыми физическими наказаниями.
К негативным явлениям, влияющим на увеличение подростковой и молодежной преступности, другим проявлениям девиантного поведения в молодежной среде относятся не только критическое положение, связанное с социально-политической ситуацией в России, изменением социальных стереотипов, но и следующие:
нарастание кризисных ситуаций в семье, дистанцирование общественного мнения от “проблемных” семей и детей;
криминализация среды проживания детей, рост преступности среди взрослых;
рост насилия в отношении детей, увеличение числа детей, ставших жертвами эксплуатации и сексуального принуждения;
повседневное нарушение прав ребенка, неразвитая законодательная база в отношении обеспечения защиты прав и законных интересов ребенка;
ведомственная разобщенность властных структур, других органов, организаций и учреждений, занимающихся подростками и молодежью.
На протяжении последних лет на территории Ленинградской области так же, как и во многих других регионах России, складывается крайне сложная обстановка по линии преступности и правонарушений несовершеннолетних. Подростки по-прежнему являются самой криминально активной частью населения. Коэффициент преступности несовершеннолетних стабильно превышает аналогичный показатель преступности взрослых.
Насильственные преступления, особенно тяжкие (умышленные убийства, тяжкие телесные повреждения, изнасилования), в том числе совершаемые подростками, молодежью, служат индикатором изменений социальных условий, поскольку, во-первых, их латентность (неучтенность) минимальна; во-вторых, они являются следствием отчужденных отношений, результатом обесценивания человеческой жизни и здоровья, что, в свою очередь, свидетельствует о далеко зашедших процессах нравственной деградации в обществе.
Процесс “омоложения” преступности в Ленинградской области уже к 1995 году достиг высокого уровня: 14-15 летние юноши и девушки составляли треть всех несовершеннолетних преступников. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области резко возросло число девочек-преступниц - 10-11 процентов общего объема молодежной преступности. Практически каждая третья кража имущества совершается подростками. Действия молодых преступников становятся все более жестокими, циничными и профессиональными.
Динамика подростковой преступности за последние 3 года свидетельствует о нестабильности обстановки в подростковой среде. В структуре и динамике подростковой преступности наметились следующие тенденции (по сравнению с 1995 годом):
увеличение на 10 процентов уличных преступлений;
активизация деятельности подростковых группировок (количество групповых преступлений увеличилось на 8,7 процента);
незначительное возрастание количества (на 2,5 процента) тяжких и особо тяжких преступлений, при этом удельный вес указанной категории преступлений составил 55 процентов;
алкоголизация и наркотизация молодежи (каждый пятый подросток совершает правонарушение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения).
За 12 месяцев 1999 года уровень подростковой преступности возрос по сравнению с 1998 годом на 3,8 процента. При этом увеличилось на 13,1 процента количество несовершеннолетних участников преступлений, совершавших их ранее - на 15,2 процента. Кроме того, сохранилась тенденция роста числа участников, совершивших преступления в период предварительного следствия. Доля групповых преступлений несовершеннолетних, то есть совершенных в составе смешанных групп (совместно со взрослыми) составляет более 30 процентов общего числа.
Сотрудниками органов внутренних дел в лице отделов по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (ОППН) в 1999 году выявлено и поставлено на учет 8110 подростков-правонарушителей и 3212 родителей, злостно уклоняющихся от воспитания детей. В течение года индивидуальная профилактическая работа проводилась с 16788 несовершеннолетними, из которых каждый третий осужден федеральными судами к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, и 7706 родителями, отрицательно влияющими своим поведением на детей и ставящими их в опасное для жизни положение. При этом из 16788 несовершеннолетних 45,5 процента имеют начальное образование, 41 процент - неполное среднее, 1,2 процента - не имеют образования; 46 процентов подростков проживают в неполной семье, 49 процентов - в неблагополучных семьях, 11 процентов общего числа несовершеннолетних, состоящих на учете в ОППН, не учатся и не работают.
Анализ преступности несовершеннолетних свидетельствует о наличии определенных закономерностей в их криминальном поведении:
вхождение в группировки с антиобщественной направленностью. При этом доля преступлений, совершенных в группе, составляет 70,9 процента. Резко возросло число преступлений, связанных с завладением чужого имущества (кражи, грабежи), в том числе кражи продуктов питания;
алкоголизм, который становится влиятельным фактором в развитии криминальной ситуации. В 1999 году на 12 процентов увеличилось количество подростков, доставленных в органы внутренних дел в состоянии алкогольного опьянения, 522 подросткам в момент задержания не было 16 лет, а 204 из них задерживались неоднократно;
криминализация в результате распространения наркомании. Анализ статистических данных о преступности, связанной с наркотиками, свидетельствует о сложной оперативной обстановке, а также о латентности такого вида преступлений.
В 1998-1999 годах на 25 процентов увеличилось число подростков, привлеченных за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, на 80 процентов увеличилось число лиц, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения.
В 1999 году на диспансерный учет поставлено несовершеннолетних на 1,4 процента больше, чем за тот же период 1998 года. При этом заболеваемость наркоманией возросла в 1,8 раза, алкоголизмом - в 4,7 раза. Число несовершеннолетних, состоящих на диспансерном учете, увеличилось на 33 процента, больных алкоголизмом - на 66,7 процента, больных наркоманией - в 2,2 раза. Количество подростков, состоящих на диспансерном учете по заболеванию токсикоманией, осталось прежним. На 8,9 процента возрос уровень постановки на профилактический учет. При этом число несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотическими веществами увеличилось на 21 процент, алкогольными напитками - на 24,6 процента.
Число несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете, возросло на 14,2 процента, из них по злоупотреблению наркотическими веществами - на 23,7 процента, алкогольными напитками - на 19,2 процента, токсическими веществами - на 1,3 процента.
По состоянию на 1 апреля 2000 года в подразделениях по делам несовершеннолетних Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области на учете с диагнозом "наркомания" состоят 105 подростков, что в 4 раза больше по сравнению с аналогичным периодом 1999 года.